Татарстан, 21 июл 2014, 19:55

Прокуратура РТ назвала победой переход «Агоры» в иностранные агенты

Министерство юстиции России включило правозащитную организацию «Агора» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Основанием послужило представление прокуратуры Татарстана. Представитель прокуратуры в беседе с РБК-Татарстан назвал решение федерального министерства победой. Глава «Агоры» Павел Чиков ограничился записью в личном микроблоге: «Правозащитники - враги Кремля». Эксперты в области юриспруденции не исключают возможности, что статус «иностранного агента» может повлиять на имидж правозащитной организации в глазах граждан.
Читать в полной версии

Министерство юстиции России включило правозащитную организацию «Агора» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Основанием послужило представление прокуратуры Татарстана. Представитель прокуратуры в беседе с РБК-Татарстан назвал решение федерального министерства победой. Глава «Агоры» Павел Чиков ограничился записью в личном микроблоге: «Правозащитники - враги Кремля». Эксперты в области юриспруденции не исключают, что статус иностранного агента может негативно отразиться на имидже правозащитной организации в глазах граждан.

О том, что министерство юстиции России включило Межрегиональную Ассоциацию правозащитных общественных объединений «Агора» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, стало известно 21 июля. Основанием послужило представление прокуратуры республики, которое она внесла в начале июня.

Согласно информации пресс-службы минюста РФ, организации, вошедшие в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, попадают под требования Федерального закона «О некоммерческих организациях». Один раз в полгода они должны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, и ежеквартально – документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Кроме того, раз в полгода такие НКО должны размещать в интернете или предоставлять средствам массовой информации отчеты о своей деятельности для публикации. Их годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

Материалы, издаваемые и распространяемые подобной организацией, должны сопровождаться указанием на то, что автором является организация выполняющая функции иностранного агента. За нарушение перечисленных обязанностей установлена административная ответственность.

Согласно КоАП РФ, если НКО, выполняющая функции иностранного агента, не представит или несвоевременно подаст в госорган сведения установлен штраф: на должностных лиц - от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, на юрлиц - от 100 тыс до 300 тыс. рублей.

Помимо «Агоры», в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, вошли калининградская региональная общественная организация «Экозащита! – Женсовет», Фонд содействия защите прав и свобод граждан «Общественный вердикт», Межрегиональная общественная организация Правозащитный центр «Мемориал», автономная некоммерческая организация «Юристы за конституционные права и свободы».

Руководитель «Агоры» Павел Чиков озвучил новость в своем микроблоге в «Твиттере». «Агора, ЮРИКС, Мемориал и Вердикт включены Минюстом России в реестр иностранных агентов. Правозащитники - враги Кремля», - написал он под ссылкой на сообщение пресс-службы минюста. «Отныне придется политической деятельностью заниматься», - пишет он в следующем посте.

В июне 2014 года руководитель «Агоры» в беседе с РБК-Татарстан сообщал, что никаких денежных средств от иностранных государств организация не получала. Информацию прокуратуры РТ Павел Чиков назвал ложной. По его словам, работа «Агоры» финансируется исключительно на деньги Российской Федерации, так, в декабре 2013 года «Агора» получила президентский грант на сумму 2,4 млн рублей, который направила на проект правовой школы.

«Официально заявляем, что ничем другим, кроме оказания бесплатной юридической помощи "Агора" не занималась, не занимается и не намерена заниматься в будущем», - сказал тогда П.Чиков.

Старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев в беседе с РБК-Татарстан назвал решение министерства юстиции России «победой прокуратуры республики». Он пояснил, что «Агору», по сути, внесли в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента принудительно, основываясь на представлении надзорного ведомства Татарстана.

Р.Галиев напомнил, что прокуратура Татарстана в ходе проведенной в апреле 2013 года проверки установила, что «Агора» на выделяемые Госдепартаментом США средства участвовала в политической деятельности. «В ответ на представление прокурора ассоциация заявила о том, что соглашение о пожертвовании расторгнуто, а денежные средства возвращены грантодателю. Однако фактически иностранное финансирование «Агоры» не прекратилось, и указанная организация продолжает получать средства в рамках других соглашений о пожертвованиях от иностранных государств, включая США», - сочли в прокуратуре. Р.Галиев сообщил, что законность проверки «Агора» оспаривала в Верховном суде РТ. Точку в споре поставило решение министерства юстиции Российской Федерации.

По мнению экспертов в области юриспруденции и политико-этической сфере, внесение «Агоры» в «реестр иностранных агентов» может трактоваться общественностью двояко и прогнозировать действие новоприобретенного статуса пока сложно. Проректор по научной работе Института экономики, управления и права, доктор юридически наук Игорь Бикеев в беседе с РБК-Татарстан отметил, что статус НКО, выполняющей функции иностранного агента, информирует о том, что организация получает финансирование из-за рубежа на определенных условиях.

«Не говоря о том, плохая или хорошая организация. Это не клеймо, а информация о деятельности», - подчеркнул он. Для кого-то это может послужить сигналом к тому, что работать с такой НКО нецелесообразно, для других – наоборот, рассуждает эксперт. «Слово «агент» в данном случае должно ассоциироваться с агентским договором», - заметил И.Бикеев. Однако, заметил он, в обыденном языке слово «агент» зачастую окрашено в негативные оттенки.

Татьяна Ренкова

Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место