Татарстан, 22 фев 2022, 15:16

Лишние шашечки: каким будет рынок такси Казани без китайского DiDi

С 4 марта китайский сервис такси DiDi, который работал и в Казани, прекратит работу в России. Опрошенные РБК Татарстан представители бизнеса считают, что это приведет к консолидации рынка такси в некоторых регионов
Читать в полной версии

Уход с рынка

Китайский сервис такси DiDi заявил об уходе из России и Казахстана. На территории этих стран он перестанет работать с 4 марта. Об этом сообщает пресс-служба сервиса. 

«Информируем, что в соответствии с требованиями законодательства 4 марта 2022 года мы полностью удалим все предоставленные вами в наш адрес персональные данные/информацию», — заявили в DiDi в ответ на запрос РБК Татарстан. 

В Казани сервис запустился в конце августа 2020 года. Представительство компании Didi Chuxing в России — было зарегистрировано в конце 2019 года. По данным сервиса РБК Компании, по состоянию на 2020 год компания находилась в убытке размером в 703 млн рублей. 

Жесткая конкуренция

Генеральный директор сервиса «Ситимобил» Виталий Бедарев считает, что уход DiDi с российского рынка приведет к консолидации рынка такси в части регионов.

В сервисе «Максим» заявили, что к моменту прихода в Россию китайской компании отечественный рынок такси уже сформировался и «повзрослел в условиях жесткой конкуренции». При этом у крупных российских компаний по мировым меркам хорошо развиты технологии, приложения, карты, платежные системы, налажены страховые и внестраховые механизмы материальной защиты пользователей.

«В России звучали мнения, что по качеству программных продуктов китайская компания уступала отечественным и не сумела оперативно адаптироваться. Основными ее маркетинговыми инструментами были демпинг, который явился причиной нашего обращения в ФАС, доплаты водителям и бесплатные поездки пассажирам. Как только денежные вливания уменьшались или прекращались, у нее начинался отток водителей и пассажиров. Удержаться на рынке всегда сложнее, чем занимать на нем место», — рассказали в пресс-службе «Максим». 

Причины ухода

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский предположил, что причиной ухода китайского сервиса из России может быть интенсивное лоббирование интересов отечественных операторов такси.

«DiDi действительно был и пока остается крупным оператором такси с примерно 100 тысячами водителей и около 5 млн клиентов. Это мощная международная компания, которая действительно способна составить сильную конкуренцию другим игрокам, и, к тому же, вероятно, не соблюдавшая законодательство о персональных данных, то есть хранившее персональные данные пассажиров и водителей на китайских серверных мощностях», — считает Жарский.

По его словам, в 2021 году сервис DiDi собирался начать работу в Украине, но закрыла офис и уволила сотрудников. «Возможно, они хорошо просчитывают окупаемость своих зарубежных отделений и предпочитают сразу и без сожалений закрывать их, если они не показывают нужной результативности. Возможно, в России также показатели прибыли были не слишком высокими и с политикой это никак не связано», — добавил Жарский. 

Управляющий партнер коммуникационного агентства SVOBODA Марк Шерман выразил мнение, что сервис мог решить сконцентрироваться на тех рынках, где быстрее удастся показать прибыль.

«В свое время Uber не смог закрепиться на рынке Китая, сжигая на этом десятки миллионов долларов. В России Didi попробовал себя в нескольких городах, видимо, местные игроки оказались сильнее. Вообще последний год у компании оказался не самым лучшим – ее котировки на бирже в Нью-Йорке пережили обвал после претензий со стороны китайских регуляторов. Впрочем, под сильным регулятивным контролем находятся весь сектор технологический компаний КНР», — рассказал Шерман. 

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал высказал мнение, что на сегодня преждевременно говорить о последующем возвращении сервиса на рынок России и Казахстана. По его словам, пока компания «не отобъется от обвинений и не восстановит реноме, развитие международного рынка будет затруднительным».

Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Чем ИИ-бот от Цукерберга оказался лучше даже платной версии ChatGPT
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство