Татарстан, 22 авг 2014, 15:01

Минкульт и ученые РТ призвали население выйти на борьбу с кладоискателями

Министерство культуры и ученые Татарстана просят население республики о помощи в борьбе с «черными археологами», которые в поисках ценных находок разрушают исторические объекты. Их в РТ насчитывается более трех тысяч. По мнению чиновников и научных сотрудников, на активность кладоискателей в РТ летом 2014 года не повлияла введенная в прошлом году уголовная ответственность, так как продажа находок сулит прибыль в десятки тысяч долларов. Эксперты-историки уверены, изменить ситуацию в лучшую сторону способны СМИ и активисты из числа общественности.
Читать в полной версии

Министерство культуры и ученые Татарстана просят население республики о помощи в борьбе с «черными археологами», которые в поисках ценных находок разрушают исторические объекты. Их в РТ насчитывается более трех тысяч. По мнению чиновников и научных сотрудников, на активность кладоискателей в РТ летом 2014 года не повлияла введенная в прошлом году уголовная ответственность, так как продажа находок сулит прибыль в десятки тысяч долларов. Эксперты-историки уверены, что изменить ситуацию в лучшую сторону способны СМИ и активисты из числа общественности.

Замминистра культуры РТ Светлана Персова рассказала, что памятники археологии – это самая многочисленная и наиболее уязвимая часть культурного наследия. Всего на территории республики их насчитывается более трех тысяч, около 70% от общего количества культурных объектов. Директор института археологии им.А.Х.Халикова Академии наук РТ Айрат Ситдиков добавил, что республика входит десятку самых насыщенных по концентрации таких объектов регионов России.

«Находящиеся в них (памятниках археологии – РБК-Татарстан) ценности многим кажутся простыми предметами, которые можно коллекционировать, хранить дома. С точки зрения законодательства, они являются государственной собственностью и не могут быть в каком-либо ином обороте, нежели музейное хранение. Но при этом часто становятся источником незаконного обогащения», - посетовал ученый. «Черные копатели», пояснил он, не только разрушают во время поиска кладов археологические объекты, но и наносят вред научной работе, вырывая отдельные предметы из общего «контекста» и мешая ученым воссоздать достоверную картину прошлого.

«Черных копателей», заявили участники пресс-конференции, привлекают и дороговизна находимых им исторических ценностей, а также существенно снизившиеся в последнее время цены на оборудование, используемое при поиске кладов, например, металлоискатели. Согласно информации интернет-магазинов, цены на них варьируются от 17 до 30 тыс.рублей. А вот продажа артефакта, по словам ученых, может принести правонарушителю десятки тысяч долларов.

Айрат Ситдиков рассказал, что на различных интернет-аукционах регулярно появляются артефакты, явно найденные на территории республики. «Начиная от золотых подвесок, заканчивая железными замками и ключами. Года два назад на продажу выставили замечательные золотые подвески. По нашей информации, их продали в Москве за $ 25-30 тысяч каждую. В музеях их единицы. Видимо, был найден и распродан какой-то клад», - рассказал глава Института археологии АН РТ.

Принятые в прошлом году поправки к закону, касающиеся пресечения незаконной деятельности в археологии, по словам А.Ситдикова, должного эффекта не возымели. «Это продемонстрировал летний сезон 2014 года. Активность «черных археологов» не снизилась», - пояснил он. Год назад, напомнил глава института археологии, для «черных археологов» ввели уголовную ответственность. Ученые говорят, что археологические объекты республики регулярно подвергаются разграблению со стороны кладоискателей.

По данным минкульта РТ, в республике за последние два года на «черных копателей» завели всего десять административных дел. Ни одно из них, по словам С.Персовой, еще не дошло до суда и находится на стадии разбирательства. В июле 2014 года ФСБ республики объявило о первом уголовном деле по п. «а» ч.3 ст.243.2 УК РФ (незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания). Его фигурантами стали шестеро «копателей», у которых изъяли изделия из меди и бронзы, монеты, предметы быта и украшения 18-19 веков, найденные ими в Чистопольском районе РТ.

«У нас несколько иная картина, нежели у правоохранительных органов», - сказал А.Ситдиков. Эксперты сошлись во мнении - правоохранителям не только сложно доказать вину «копателей», но и обнаружить , пресечь их действия и задержать. Усилиями одних только археологов, отметил Айрат Ситдиков, не обойтись. В РТ, по его словам, насчитывается всего около 150 таких специалистов, из них всего 25 человек – квалифицированные ученые, способные руководить исследованиями. Без помощи местного населения и СМИ, уверены археологи и историки, не обойтись.

«В свое время, благодаря тому, что средства массовой информации подняли тему исторического центра Казани, правительство и президент РТ повернулись лицом к этой проблеме и поняли ее значимость», - отметил Рафаэль Валеев, проректор Казанского госуниверситета культуры и искусства, доктор исторических наук.

Ученый высказал мнение, что решению проблемы могли способствовать специализированные рубрики и горячие линии, организованные республиканскими СМИ. «Это поможет нам «включить» археологическое наследие, чтобы забота о нем стала не только делом ученых-историков, государства, но и, в первую очередь, каждого человека», - сказал Р.Валеев. Он напомнил, что на территории Билярского городища, благодаря бдительности местных жителей, полиция смогла задержать мужчину с металлоискателем.

Археолог, ведущий научный сотрудник КФУ Леонид Вязов, рассказал РБК-Татарстан, что, например, в Европе в охране археологических памятников активно участвуют местные общины. «Каждая из них, как правило, имеет свой музей», - сказал Л.Вязов. Рафаэль Валеев добавил, что в США в каждом городе в штате муниципалитета есть должность главного археолога.

Генеральный директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова обратилась к музеям Татарстана с просьбой, не гнаться за пополнением коллекции, приобретая экспонаты у «черных археологов». По ее словам, в фондах Нацмузея хранится множество предметов, которые могли бы украсить экспозицию, однако сотрудникам неизвестно, законным ли путем они попали в музей.

«Например, аквамарин, попавший к нам из коллекции известного археолога Андрея Лихачева. Мы не знаем его происхождение: то ли он купил его в Западной Европе, то ли у старьевщика в Казани, и выкопали его незаконно на территории городища Болгар. Но мы несем гражданскую и законодательную ответственность», - рассказала Г.Назипова.

Со стороны государства, рассказал Айрат Ситдиков, в республике в 2015 году планируется принять республиканскую программу, в рамках которой все археологические памятники поставят на кадастровый учет. Он пояснил, что объекты, таким образом, войдут в систему «полноценной государственной охраны и защиты».

Татьяна Ренкова

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Сгенерированная реальность: каким будет 2025 год для PR-специалистов
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов