Более 80 АЗС по РТ продают судовое топливо для заправки автомобилей
Месячник по проверке качества топлива и розничных цен на него прошел в Татарстане. Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов зафиксировало 55 случаев нарушений ГОСТ на автозаправках. 22 случая из них назвали значительными и недопустимыми. В остальных случаях бензин или дизельное топливо низкого класса продавали как высокий класс или шла реализация дизтоплива с превышением допустимых норм содержания серы.
«Как только мы обнаружили нарушение, мы посылаем все материалы владельцам АЗС и нефтебаз, чтобы они приняли соответствующие меры для выявления причин. Сегодня мы уже получаем от владельцев АЗС сообщения, что они обещают их устранить. По тем случаям, где имеются значительные, недопустимые отклонения, материалы направляем в прокуратуру», - объяснил руководитель управления Роберт Гилязиев.
Особенно заинтересовал комиссию по качеству факт увеличения числа случаев продажи судового топлива под видом дизельного. «Мы обнаружили увеличение количества АЗС, где дизельное топливо не только разбавляется судовым, а открыто продается судовое топливо по цене 26-27 рублей для заправки автомобилей. Судовое топливо для этого не предназначено, им согласно требованиям технического регламента должны заправлять двигатели судов». В этот список попали 84 из 423 обследуемых АЗС. По мнению Р. Гилязиева, если бы остальные 400 станции были обследованы, там тоже бы нашли судовое топливо. В основном среди нарушителей - автозаправки индивидуальных предпринимателей, но 3 случая было зафиксировано и на «Татнефтепродукте».
Для сравнения: в 2014 году подобные нарушения были обнаружены всего на 4 АЗС. Спикер отметил, что, продавая судовое топливо, АЗС платят меньше налогов, а потребители имеют свою выгоду. Так, цены на него варьируются в районе 26 рублей, на дизельное – в районе 34 рублей. «Мы подрываем рынок. Если покупают такое дизельное топливо, значит владелец меньше платит налогов... 477 тыс. тонн (дизельного топлива) потребляются, а в прошлом году показатель был больше. Понижается количество реализуемого дизельного топлива, нормального, чем должны были заправляться. Снижаются налоги, наносится серьезный вред и экологии и экономике», - подвел итог Гилязиев.
Отметим, что в Татарстане в течение года потребляется около 2,5 млн тонн топлива всех видов. В том числе дизельного топлива - 1,3 млн, бензина — 1,1 млн, сжиженного газа - 100 тыс. тонн. В Татарстане производят дизельное топливо в объеме 3,4 млн тонн и 680 тыс. тонн бензина всех видов на «Таиф-НК», «Танеко» и НПЗ «Кичуйский». Из других регионов завозят около 500 тыс тонн. Производимые объемы дизтоплива полностью обеспечивает потребление республики, а производительность бензина недостаточна. Поэтому оставшаяся часть завозится из Башкортостана, Перми и Нижнего Новгорода. Ожидается, что в 2016 году «Танеко» увеличит объемы выработки на 280 тыс. тонн.
Согласно мониторингу управления по обеспечению рационального использования и качества ТЭР в РТ на территории региона функционирует более тысячи АЗС и они принадлежат 340 владельцам. 37,8% АЗС принадлежат крупным компаниям «Татнефть-АЗС Центр» (164), «Татнефтепродукт» (147), «Таиф-НК» (20), «Лукойл-Уралнефтепродукт» (34), «Карсар» (21). Остальные 52,1% приходятся на индивидуальных предпринимателей и мелкие компании.
В течение года через сеть татарстанских АЗС было реализовано чуть более 1 млн тонн топлива, в том числе бензин 540 тыс. тонн (из них 83% приходится на АИ-92), дизельное топливо 477 тыс. тонн и сжиженный газ около 50 тыс. тонн. Большую часть автовладельцы приобретали у «Татнефть-АЗС Центр» (25,4%) и «Татнефтепродукт» (17,8%).
По данным Управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов, бензин АИ-92 в декабре 2015 достиг цены в 32 рубля 80 копеек, что на 80 копеек больше, чем за аналогичный период прошлого года. Стоимость литра АИ-95 по сравнению с декабрем 2014 года повысилась на 1 рубль 20 копеек, и его цена сегодня равняется 36 рублей 20 копеек. «Нефть там (на мировом рынке - РБК-Татарстан) дешевеет, а цены внутренние остаются и сразу на столько раз ниже не становятся. Потому что у нас не становятся ниже другие затраты: производство, например. Поэтому розничные цены прямо пропорционально привязывать к ценам мировым мы не можем», - пояснил Роберт Файзиевич.
По его словам, 18 декабря рабочей группой ведомства, контролирующего качество и цены на нефтепродукты, были рассмотрены оптовые и розничные цены. По итогам заседание было рекомендовано понизить цены на топливо с 20 декабряя. «Цены на АИ-95 и АИ-92 уменьшились на 30 копеек, а дизельное топливо на 40 копеек. Снижение цен, как мы видим, уже происходит», - добавил чиновник.