Мобильные операторы РТ: с введением MNP миграция абонентов не превысит 5-7%
Поставщики сотовой связи на территории Татарстана с введением услуги MNP (смена оператора с сохранением номера) не ожидают существенного оттока абонентов у какого-либо из игроков. С оптимизмом смотрят в недалекое будущее не только представители «большой тройки», но и региональные поставщики мобильной связи. Согласно принятой поправке к закону «О связи» услуга должна стать доступна для владельцев мобильных телефонов с 1 декабря 2013 года, ее стоимость не должна превышать 100 рублей.
Денис Кусков, генеральный директор исследовательского агентства TelecomDaily, в беседе с РБК-Татарстан высказал мнение, что услуга MNP будет интересна 15-18% от общего числа абонентов в Татарстане в 6,4 млн человек. В первую очередь сменить оператора, считает эксперт, захотят жители крупных городов, таких как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск.
«В таких городах многие подключались к сотовому оператору и получили номера уже очень давно. Многим пришлось стать абонентами тех или иных компаний из-за отсутствия выбора. Уровень сервиса и набор услуг у таких операторов уже устарел, но люди не хотят переподключаться, что не менять номер и не терять наработанных с годами связей и контактов», - сказал Д.Кусков.
Исходя из этого, эксперт считает, что оттока абонентов в объеме 50-60% мог бы опасаться, например, «СМАРТС», если бы его абонентскую базу не выкупил «Таттелеком». «Количество абонентов «СМАРТС» все же может уменьшиться, но я не думаю, что отток превысит 30%», - говорит Денис Кусков.
Противоположную точку зрения высказал от лица компании «Таттелеком» директор по маркетингу Александр Смирнов. Он сообщил РБК-Татарстан, что оператор рассчитывает с введением услуги MNP только расширить абонентскую базу, которая сейчас составляет 120 тысяч человек.
«Нам как компании, только что вышедшей на рынок сотовой связи, закон только поможет в развитии абонентской базы. При правильной технологической и коммерческой политике всегда проще завоевывать долю рынка с минимальных объёмов, чем удерживать клиентов на большой абонентской базе», - считает А.Смирнов. По его мнению, со временем сотовые компании, конкурируя друг с другом, могут вообще отказаться от платы за смену оператора с сохранением номера.
Татарстанские клиенты «большой тройки» мобильных операторов – «МТС», «БиЛайн» и «МегаФон» - тоже будут менять оператора, считает Денис Кусков. "Абоненты будут мигрировать от одного оператора к другому, заменяя друг друга и не внося существенных изменений в общую картину, стимулируя операторов на повышение качества обслуживания и новые услуги", - рассуждает эксперт.
Мнение эксперта разделили поставщики мобильной связи на территории Татарстана. «Мы рассчитываем, что переносимость номера позволит нам привлечь в свою сеть новых пользователей и укрепить лидерство», - озвучила позицию компании Екатерина Гаврилова, пресс-секретарь МТС в Поволжье. «Мы прогнозируем уровень востребованности данной услуги в России на уровне ниже среднемировых показателей - не более 2-3% базы. С введением данной услуги и запуском новой программы лояльности мы ожидаем увеличения своей абонентской базы», - высказался Андрей Юдов, директор Казанского филиала ОАО "ВымпелКом".
«По нашим оценкам, 93% наших абонентов не планируют менять оператора. Мы ожидаем, что при введении услуги MNP наша абонентская база может увеличиться», - сказал РБК-Татарстан глава "МегаФона" в Татарстане Сергей Обыденников.
Гораздо больше в преддверии введения услуги MNP операторов волнуют вопросы технического и юридического характера. Например, еще не создан универсальный механизм взаимодействия как между операторами, так и для взаимодействия с оператором базы данных переносимых номеров. Самой единой базы перенесенных номеров не создано, нет и документов, регламентирующих ее работу.
В беседе с РБК-Татарстан представители операторов мобильной связи в один голос заявили о необходимости провести масштабное тестирование новой услуги, которое, по их мнению, должно проходить в течение нескольких месяцев. Только потом можно открывать MNP для клиентов, говорят они.
Эксперты и представители отрасли сходятся во мнении, что в полном объеме система начнет работать не ранее весны 2014 года. Только по истечению будущего года, поделился с РБК-Татарстан Денис Кусков, будет понятно, как изменилось количество абонентов у сотовых компаний с введением новой услуги.
Напомним, что о свободе от так называемого «мобильного рабства» Дмитрий Медведев заговорил в 2012 году. 23 февраля 2012 года Госдума приняла соответствующий законопроект. 19 июля 2013 официальный сайт правительства РФ опубликовал подписанное Д.Медведевым постановление «О внесении изменений в Правила оказания услуг подвижной связи». Согласно документу, абонент может менять поставщиков связи, сохраняя свой номер, любое количество раз. Начать пользоваться услугами нового оператора физическое лицо может не ранее чем на 8 день и не позднее полугода с момента заключения договора, юридическое лицо – по истечении 29 дней и также не позднее, чем через шесть месяцев. Сохранить номер при смене оператора можно только в пределах одного региона. Чтобы стать клиентом другого оператора абонент обязан погасить задолженность перед прежним оператором. .