Кафиль Амиров: Лучше уходить тогда, когда просят остаться
26 сентября на сессии госсовета РТ станет известно имя нового прокурора Татарстана. Кандидатов рекомендовала прокуратура Татарстана, сообщил на пресс-конференции по итогам 13-летней работы ушедший на днях в отставку экс-прокурор республики Кафиль Амиров, а продолжателей своей работы он обучал в последние три месяца. Имя своего преемника он журналистам не назвал.
Напомним, на прошлой неделе президент и парламент Татарстана получили письма от генерального прокурора России Юрия Чайки, в которых он просит дать согласие на назначение нового главы прокуратуры РТ. 64-летний прокурор же ушел в отставку на пенсию за выслугу лет.
По словам К.Амирова, решение было принято добровольно. «Лучше уходить тогда, когда просят остаться», - заметил он на пресс-конференции. "Решение об отставке я принял месяца три назад. Но я держал информацию в секрете, чтобы не будоражить коллектив и прессу. В течение этого времени я думал, правильное ли я решение принял, отдыхал и готовил преемников, - рассказал К.Амиров. - Как человек запасливый, я подготовил несколько кандидатов на роль преемника. Генеральный прокурор России из числа предложенных прокуратурой РТ кандидатов, согласно закону, выбирает одного из них и направляет в парламент и президенту республики письма с просьбой дать согласие на назначение прокурором Татарстана того или иного человека. Насколько я знаю, эти письма уже поступили".
К.Амиров опроверг появившуюся в ряде СМИ информацию о связи собственной отставки с проводимой в прокуратуре РТ проверке из федерального центра: «Проверка действительно проходила. Это было плановое мероприятие, никак не связанное с моей отставкой. Работа нашего ведомства получила высокую оценку».
По словам Кафиля Амирова, он возглавил ведомство в непростое время, когда региональное законодательство приводилось в соответствие с федеральным. «Очень большое давление ощущалось со стороны националистов, - вспоминает экс-прокурор РТ. - Я работал так, как требовал закон и подсказывала совесть. Ни за одно из принятых решений мне не нужно краснеть».
Говоря о работе с двумя президентами Татарстана – М.Шаймиевым и Р.Миннихановым, а также с парламентом РТ, К.Амиров сказал: «Мне, наверное, повезло. Я помню, что во время моего первого доклада Минтимеру Шариповичу о делах в 2000 году, он сказал мне: «Докладывай мне только правду!» И так было всегда, я знал, что найду понимание у президента республики».
«На заседании парламента я всегда открыто заявлял, если был не согласен с тем или иным документом, - говорит К.Амиров, - Конечно, потом были сложные взаимоотношения с теми людьми, которых я критиковал, но работа есть работа. Несмотря на то, что я критиковал законы, принимаемые депутатами, они, как люди умные, были вынуждены признать, что я, прокурор, против своей совести идти не могу и иду вразрез с конъюнктурными соображениями».
Отдельно К.Амиров остановился на работе по борьбе с организованной преступностью, которая велась в тесной связке с министерством внутренних дел во главе с Асгатом Сафаровым: «Мы первыми выработали методику борьбы с организованной преступностью. Из других регионов к нам приезжали учиться. Задача стояла не только в том, чтобы изобличить группировки, но и сделать так, чтобы на выкорчеванных местах не выросли новые преступные формирования».
Руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов назвал К.Амирова уникальным прокурором. По его словам, в 2002 году Кафиль Амиров, обогнав все регионы страны и на год опередив указание генерального прокурора России о необходимости сотрудничества с общественными организациями, заключил договор о совместной деятельности с Казанским правозащитным центром.
С другой стороны, напомнил Шолохов, при Амирове случилось ЧП в отделе полиции «Дальний». "С нашей точки зрения, это стало возможным из-за многолетнего слабого прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел", - говорит правозащитник.
Профессор кафедры политологии философского факультета КФУ Сергей Сергеев в беседе с РБК-Татарстан отметил, что Кафилю Амирову в 2000 году досталось тяжелое наследие – он был вынужден разгребать «авгиевые конюшни суверенитета РТ». Продолжая аллегорию, эксперт отметил, что прокурор РТ оказался между Сциллой и Харибдой: требованиями федерального законодательства и татарстанскими националистами. Он отметил заслуги Амирова в борьбе с преступностью и в работе по сохранению архитектурного наследия. Однако в некоторых сферах есть некоторый элемент незавершенности, сказал политолог.
«Возьмем приведение законодательства РТ в соответствие с российским, - рассуждает С.Сергеев, - Многое сделано, однако есть недоделки, например, закон о языках и ряд положений Конституции РТ».