Татарстан, 23 сен 2014, 10:09

Казанский агропромпарк выходит на окупаемость

Казанский агропромышленный парк - республиканская площадка для продажи фермерской продукции - в минувшую субботу привлек рекордное число посетителей в 46 тысяч человек. Спустя год с небольшим после начала работы парк приблизился к самоокупаемости и, как говорят в минсельхозе РТ, начал оправдывать ожидания. В самом агропромпарке говорят, что окупаемость проекта - по-прежнему вопрос минимум 10 лет.
Читать в полной версии

Республиканская площадка для продажи фермерской продукции, Казанский агропромышленный парк спустя год с небольшим после начала работы приблизилась к самоокупаемости. В минувшую субботу парк привлек рекордное число посетителей в 46 тысяч человек. В минсельхозе РТ говорят, что агропромпарк начал оправдывать ожидания. В самом парке, впрочем, говорят, что окупаемость проекта - по-прежнему вопрос минимум 10 лет.

Открытый в прошлом мае парк долго не мог привлечь ни фермеров, ни покупателей. Еще в феврале 2014 года заполняемость парка арендаторами оценивалась в 60%. Работу агроплощадки критиковали и в республиканской Ассоциации фермеров, и во властных структурах. На парламентской сессии в феврале, когда руководство парка отчиталось об убытках, несколько депутатов предложили менять модель его управления. Гендиректор ЗАО «Эдельвейс корпорейшн» Илшат Хайруллин призвал брать с арендаторов не фиксированную сумму, а процент с выручки. Руководитель совхоза «Майский» Ильшат Ганиев сетовал на низкую посещаемость и нехватку рекламного продвижения. А глава парламентского комитета по сельскому хозяйству Валерий Васильев даже предложил устроить новый конкурс для парка среди управляющих компаний. Среди проблем парка называли и транспортную – к комплексу, находящемуся недалеко от торгового молла «Мега» в поле, неудобно добираться без личного авто.

Сейчас свободных торговых площадей у парка практически нет – 345 мест арендовано на постоянной основе, часть зарезервирована под однодневных торговцев. «В основном это владельцы небольшого количества скота. Летом и из сада-огорода приходили продавать, с солениями. День-два человек поработал, потом отдыхает», - объясняет генеральный директор Олег Власов.

В сентябре через парк запустили два городских автобусных маршрута, а в мае комплекс купил свой автобус, который начал ежечасно курсировать по Азино, в том числе до ближайшей станции метро «Проспект Победы», по примеру «Меги» доставляя покупателей бесплатно. Число посетителей в итоге выросло с момента запуска парка в восемь раз – с 30 до 250 тысяч человек ежемесячно. Вкупе с ростом числа арендаторов это позволило агропарку подойти к точке безубыточности к началу лета. «В июле спрос сезонно упал - снова маленький убыток. В августе снова вышли в плюс… Сейчас первая задача для нас – выйти на стабильную окупаемость», - рассказывает Олег Власов. Ежемесячный оборот парка составляет «более десятка миллионов» рублей.

О финансовых перспективах парка его руководитель высказывается осторожно. "Нет оснований сейчас менять прогнозы, заложенные изначально", - говорит гендиректор. В 2012 году власти заявляли, что парк будет окупаться не менее 10 лет. "Ближайший 2015 год я вижу годом стабильного финансового благополучия", - прогнозирует он.

Достигать этой цели парк рассчитывает через расширение спектра услуг для сельхозпроизводителя. Сейчас в парке монтируют линию по переработке овощей мощностью 10-15 т ежесуточно, есть и мясоперерабатывающая. Это потенциальные мощности по импортозамещению, говорит Власов: фермер не всегда может отвлечь из оборота средства на оборудование стоимостью в десятки миллионов рублей, поэтому есть резон арендовать его в агропарке или работать по давальческой схеме.

Оборудование собственное производство говядины на ферме в 230 коров обойдется в 14-15 млн руб., подтверждает фермер из Высокогорского района Минсиля Латыпова. Она лично готова выделить максимум 4 млн руб., и то только если половину ей компенсирует в виде субсидий республиканский бюджет.

Другие возможности связаны с выходом на оптовый рынок. ”Оптовое звено еще совсем не развито, это ресурс огромный. В мировой практике подобные центры 60-70% продукции реализуют оптом", - говорит Власов.

Начальник отдела продовольственного рынка татарстанского минсельхоза Евгений Рещиков в беседе с РБК-Татарстан комментировать ориентацию агропромпарка на оптовую торговлю не стал, но заметил, что «мы поддержим любую инициативу агропарка, если она направлена на увеличение прибыли». Он напомнил, что на опт изначально будет ориентироваться, например, и строящийся рынок в торговой зоне "Новая Тура" в 19 км от Казани. Его проектирует испанская группа компаний G.A.I.C.A., создававшая знаменитый барселонский продовольственный рынок Mercabarna. Рынок в "Новой Туре", который обещает по площади быть вдвое больше казанского - на 100 га, обещают достроить к концу этого года.

Впрочем, как говорят в минсельхозе, агропарк ожидания властей республики оправдывает, а его срок получения первой прибыли можно назвать коротким. «Такое предприятие не становится сразу на ноги, тем более когда в каждом районе города открыты современные маркеты, где есть разнообразная продукция по разным ценам», - признает Евгений Рещиков.

Елена Иванова

Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем