Татарстан, 23 сен 2014, 20:50

Ритейлеры РТ не ожидают роста цен из-за новых мер регулирования

Минсельхоз РТ совместно с федеральными коллегами начинает принимать меры по регулированию цен на продовольствие. Власти готовятся ограничить торговым сетям возможность повышения цен на базовые продукты питания не более чем на 10%. Ритейлеры утверждают, что доля таких продуктов очень мала, поэтому на общий уровень цен на рынке никак не повлияет.
Читать в полной версии

Российское правительство в ближайшее время ограничит торговую наценку на продукты первой необходимости 10 процентами, как это делали в кризис 2008-го. Опрошенные РБК-Татарстан продавцы уверены, что разработанные минсельхозом РТ совместно с федеральными коллегами меры по регулированию цен на продовольствие не приведут к удорожанию остальных товаров ни в сетевой торговле, ни в одиночных магазинах. Доля базовых продуктов питания, которых коснется ограничение, очень мала, а наценка на них и так обычно не доходит до 10% от отпускных.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ разработало проект соглашения «регионы-производители-торговля» об ограничении торговых надбавок до 10%, сообщил 23 сентября замминистра промышленности и торговли РТ Рашат Фаттахов. О нем же он говорил на пресс-конференции вместе с министром сельского хозяйства Маратом Ахметовым неделей ранее, поясняя, что документ находится на согласовании, однако о нем предупреждены региональные власти. По словам Фаттахова, соглашение затронет региональных поставщиков и торговцев. «Мы эту практику имели в 2008 году, когда подписывали соглашения об ограничении торговых надбавок», - напомнил он.

«Для нас ничего не изменится», - заявила РБК-Татарстан пресс-секретарь французского ритейлера «Ашан» Мария Курносова в ответ на просьбу прокомментировать ожидаемое госрегулирование. По ее словам, на группу социально значимых товаров (таких торговая сеть насчитывает в своем ассортименте 100 наименований) надбавка и так составляет менее 10% в зависимости от вида товара. Назвать долю выручки, которую они приносят сети, она не смогла, отметив лишь, что она «небольшая». «Наиболее популярный социально-значимый товар – хлеб. В наших магазинах может быть от 50 до 100 видов хлеба в зависимости от размеров, при этом в категорию социально значимых попадает один-два вида», - привела она пример.

Ей вторит и замдиректора Волжского филиала X5 Retail Group Алексей Сорокин. "Продуктовый ритейл - низкомаржинальный бизнес. Наценки на социально-значимую продукцию в наших магазинах составляют несколько процентов. На некоторые виды продуктов ее нет вовсе, а по акциям она может быть отрицательной», - заявил он РБК-Татарстан. Сорокин предположил, что госрегулирование может отразиться разве что на несетевой рознице.

В мелких торговых точек торговые наценки на социально-значимые товары такие же, как и в крупных сетях, рассказал РБК-Татарстан зампредседателя Гильдии малого и среднего предпринимательства Казани Евгений Иосипов. «Базовые товары и должны быть базовыми, наценки, например, на хлеб, примерно одинаковые везде. Завышать никак нельзя, иначе народ не будет ходить», - констатирует он. По его данным, социально-значимые продукты занимают 10-15% в объеме продаж мелких торговых точек, если речь не идет о специализированных ларьках, например хлебных. Единственная сфера, на которой может отразиться нововведение, по словам Иосипова, – это бизнес сильно удаленных от райцентров торговцев, но их доля крайне мала. «Затраты на то, чтобы довезти хлеб за несколько десятков километров, могут перекрыть эту десятипроцентную наценку», - предположил он. Е. Иосипов считает, что для таких предпринимателей нужна особая система дотаций.

«Социально значимые товары дают продавцам не более 3-5% выручки даже в своем сегменте», - рассказал РБК-Татарстан экс-директор по маркетингу группы компаний «Корзинка» и сети супермаркетов «Бахетле» Игорь Шевелев. По его словам, влияние на общий объем выручки этот сегмент практически не оказывает. «Даже в специализированных молочных магазинчиках бывшего «Вамина», сейчас «Просто молоко», проходимость дешевого товара минимальная. Люди в основном берут не обычный кефир, а обезжиренный, или с ароматизаторами или добавками, которые уже не входят в группу социально-значимых», - привёл он пример.

Порядка четверти выручки продуктовых сетей приходится, как правило, на алкоголь, затем идут фрукты, молочная продукция и колбасы, а в таких магазинах, как «Бахетле», до 40% выручки дает продукция собственного производства, которая также не входит в группу социально-значимой, рассказал эксперт.

Татарстанский минпромторг мониторит 40 основных видов продуктов в пяти форматах магазинов: федеральных и местных ритейлеров, несетевых магазинах, киосках и розничных рынках. Это базовые товары местных поставщиков: молоко 3,2% жирности, хлеб, кефир, яйца, картофель, морковь, мясо курицы, свинина, говядина. Ограничение торговых надбавок, по задумкам министерства, должно обезопасить потребителей от резкого роста цен. «Сегодня каких-то всплесков или ажиотажных точек не выявлено, рынок стабилен, но меняются цены и ассортимент», - заявил на брифинге Фаттахов.

Следить будут не только за продавцами, но и за производителями продукции. «Предприятие, которое планирует поднять цены, заранее согласовывает это с министерством», - заявил замминистра.

Дина Валиуллина

Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Ваша компания разваливается: какие сигналы на это указывают
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Китай резко снизил поставки техники в Россию. Что мешает справиться самим
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist