Татарстан, 23 ноя 2015, 09:58

"Среда не для Стива Джобса": бизнесмены Татарстана пожаловались на жизнь

Малый и средний бизнес РТ пожаловался на недостаток каналов коммуникации, отсутствие общего языка с властью и негативный имидж предпринимателя. Для появления своих Стивов Джобсов в Татарстане пока нет среды, уверены они.
Читать в полной версии
Фото: rt.rbc.ru

"Опоздавший век малого предпринимательства".

«Малый бизнес терпит крах», - с этих слов начал свое выступление на круглом столе «Власть и малый бизнес» в Казани председатель постоянной комиссии по гражданскому участию в модернизации экономики, научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики» Евгений Ясин. Мероприятие прошло 21 ноября в столице РТ в рамках заседания постоянной комиссии по гражданскому участию в модернизации экономики Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Евгений Ясин заявил, что доля малого бизнеса в структуре частного бизнеса в развитых странах составляет 50-60%. В России это показатель ранее насчитывал 7-8%, сейчас он декларируется на уровне 25%. При этом львиная доля малых предприятий страны работает в сфере торговли. За рубежом, по словам Ясина, картина иная - такие предприятия играют важную роль для промышленности.

«Мое мнение, что для российской промышленности начинается век малого предпринимательства. Да, этот век опоздал, но мы начинаем развитие малого предприятия, где будет 100-120 работников для начала. Мне известны такие предприятия, которые работают очень успешно», - заявил Евгений Ясин и добавил, что он верит в грядущую для МСП «новую волную», так как там могут родиться «новые идеи». На крупном предприятии такое, по его мнению, невозможно.

"Достучаться до предпринимателей..." или "чем непонятен канцелярский язык".

Участник общественного совета при Федеральной антимонопольной службе по РТ, один из учредителей коммуникационного агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов посетовал на отсутствие у малого бизнеса коммуникаций с властью. «Во-первых, предприниматели вообще не склонны взаимодействовать с властью в тучные времена. Когда все плохо, все пытаются найти выход», - констатировал он. Однако, по мнению В.Кутилова, даже при желании возможностей выйти на связь с власть имущими у бизнесменов немного.

«Отсутствуют качественные СМИ, отсутствуют качественные каналы прямой связи, через которые можно достучаться до предпринимателей. В том числе, общественные организации объединяют слишком мало субъектов МСП. В частности, в Татарстане 140 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, нет никаких каналов коммуникаций, которые бы позволяли хотя бы 30% из этого поля охватить», - посетовал предприниматель.

Чтобы восполнить этот пробел, заявил он, нужно создать «контакт-центр», который накопит базу данных и будет работать вручную, с помощью телефонных звонков. Он посетовал, что «канцелярский язык власти» непонятен бизнесу, а «рациональные и денежные аргументы бизнеса не воспринимаются властью». Кроме того, он отметил низкий уровень подготовки у самих предпринимателей.

«Для того, чтобы в нашей стране появился Стив Джобс и Стив Возняк, нужно создать среду. Если кто-то читал или смотрел историю создания Apple – они (основатели компании – РБК-Татарстан) попали в определенную среду: где много инженеров, где творится что-то, и они начали что-то делать», - заявил в своем выступлении учредитель портала «Chelny-biz» Денис Марганов. Он высказал мнение, что сейчас в обществе у предпринимателей сложился негативный имидж – не людей, которые что-то создают, а людей, которые «пытаются что-то украсть».

«На мой взгляд, нужно создавать некую информационную среду как источник коммуникации бизнеса и власти, это раз. Второй момент – как источник возрождения предпринимательской среды. Есть и другая сторона у этой проблемы – инертность, нежелание предпринимателей идти в медиа, выстраивать коммуникации», - сказал Д.Марганов.

Вице-президент общественной организации "ОПОРА России" Азат Газизов заявил, что в ряде стран, где успешно развивается малый бизнес, например, США или Турции, правительство передало полномочия по поддержке МСП неправительственным, общественным организациям. В РФ все иначе, посетовал он. "К сожалению, тот потенциал, который был заложен в Торгово-промышленную палату, "ОПОРУ России", "Деловую Россию" - к 2010-2011 году нам стало понятно, что этот потенциал не будет реализован. По-простому: власть нам ничего не дает. Но она и сама ничего не делает", - посетовал А.Газизов.

"Быстрорастворимые" бюджетные деньги.

Представитель Общественной палаты РТ, вице-президент Ассоциации малого и среднего бизнеса РТ Фарид Сафин также посетовал, что внимания к проблемам МСП очень мало, указав на отсутствие законодательной базы, облегчающей жизнь предпринимателям. "Должны быть законы те, которые работают, которые позволяют предпринимателям не уходить в тень. Особенно это касается малого и микробизнеса, где люди работают, обеспечивают свои семьи, убирая социальную напряженность", - заявил Ф.Сафин.

Есть над чем поработать, считает он, в плане снижения административного давления на бизнес. Число проверок за последние годы сократилось, однако выездные мероприятия налоговой инспекции и ряда других ведомств затягиваются на месяцы и мешают бизнесменам работать. Бизнес, отметил он, развивается в тех районах, где этому активно содействует глава администрации. В РТ таких районов, считает Сафин, всего лишь 15. По его словам, в Татарстане создают удобные площадки - техно-, агропарки и другие, на их содержание выделяют огромные деньги.

"Если это деньги частного инвестора, то он сам разберется, а бюджетные деньги просто растворяются. Нигде нет прозрачности, насколько эффективно они используются", - считает бизнесмен. Расход этих денег, по мнению спикера, должны контролировать независимые организации.

"В 90-х годах в России по данным опросов 35% участников готовы были заняться предпринимательской деятельностью. Недавно проводился опрос, и количество желающих составило 2,5%. Представляете? Как упал рейтинг у предпринимателей", - посетовал Фарид Сафин.

Участники еще одного круглого стола, посвященного господдержке МСП, высказали мнение, что для реальной помощи бизнесу необходимо развить такие формы помощи, как налоговые преференции, "дешевые" деньги (льготные кредиты) и доступ к госзакупкам. Кроме того, бизнесмены пожелали увеличения объемов господдержки и так далее. В этих сферах, по мнению участников "круглого стола", возможен настоящий "прорыв".

Напомним, что, по данным минэкономики РТ, в Татарстане насчитывается 138 тысяч субъектов МСП, где порядка 470 тыс. человек, или четверть от всех занятых в экономике. Оборот малых и средних предприятий составил в 2014 году 893,5 млрд рублей. По итогам первого полугодия 2015 года этот показатель 426,8 млрд руб., что на 10,2% больше аналогичного периода прошлого года. Выручка ИП в прошлом году составила 336,6 млрд рублей. Из бюджета РФ на поддержку МСП республика в 2015 году получила субсидию в 977,4 млн рублей. Татарстан выделил 511,6 млн рублей.

Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Экономика «скуфов». Почему мужчины в мире становятся все беднее