KazanSummit-2019, 23 ноя 2018, 09:48

Попытка номер два: в Татарстане анонсировали банковские услуги по шариату

Татарстанский банк анонсировал на 2019 год запуск линейки продуктов по законам шариата. Эксперт считает, что развитие проекта партнерского банкинга тормозит низкий спрос на него в России в целом, и в регионе в частности
Читать в полной версии

По словам предправления банка  «Ак Барс» Зуфара Гараева, в прошлом их кредитная организация одной из первых в стране начала проводить сделки по получению исламских денег. В настоящее время АББ является активным участником рабочей группы по внедрению партнерского банкинга в РФ. 

«У нас есть целое подразделение, которое занимается этим направлением. В 2019 году мы планируем запустить ряд продуктов. У нас готовы не только продукты, но и инфраструктура. Работать с клиентами будут квалифицированные сотрудники, которых мы смогли привлечь из тех организаций, которые занимались этим раньше», – сказал Гараев.

В частности, по его словам, можно будет проводить по законам шариата сделки с недвижимостью. 

Напомним, что Центр исламского банкинга в Казани закрылся в начале апреля 2017 года, когда без лицензии осталась его головная компания «Татагропромбанк». Его открыли 24 марта 2016 года «при совместной работе с ПАО «Татфондбанк». В конце мая того же года бывший предправления ТФБ, ныне подследственный Роберт Мусин подписал меморандум о взаимопонимании с группой Исламского банка развития.

Законодательство не готово

«Сегодняшняя среда не очень благоприятствует взрывному росту, но поскольку мы видим на это спрос, то, естественно, будем на него реагировать, представляя актуальные предложения», – сказал Гараев.

Глава совета директоров банка «Ак Барс», гендиректор ОАО «Связьинвестнефтехим» Валерий Сорокин заявил, что действующее законодательство не готово к внедрению партнерского банкинга.

«Некоторые вещи не заточены под его потребности, и вызывают дополнительные издержки, которые банк будет вынужден перекладывать на клиента. Это приводит к тому, что продукт становится неконкурентным», – сказал он.

Напомним, что на пробелы в действующем законодательстве, которые препятствуют внедрению исламского банкинга, указал в 2017 году на KazanSummit президент Татарстана Рустам Минниханов.

Сорокин в качестве примера привел сделки с имуществом или товарами. «Возникающий при этом НДС нельзя индивидуально отменить только на основании того, что используется партнерский банкинг, а не традиционный», – сказал он.

Мусульмане ждут

Руководитель Ассоциации предпринимателей-мусульман России Айдар Шагимарданов заявил РБК-Татарстан, что банковские услуги по законам шариата будут востребованы у представителей их организации.

«В-первую очередь, речь идет об инвестировании. Бизнесменам нужны деньги для реализации проектов. Их очень много, все они очень интересные. Но, к сожалению, предприниматели-мусульмане не могут брать деньги в традиционных банках, и в результате, сейчас они лишены возможности быстро и активно реализовать свои проекты», – сказал он.

По его словам, только в Казани запуска исламского банкинга ждут «тысячи» бизнесменов. Но точное их количество Шагимарданов назвать затруднился.

Спрос низкий, экономическая ситуация – плохая

Заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева в беседе с РБК-Татарстан заметила, если проект исламского банкинга не развивается, значит, он недостаточно востребован. Поначалу импульсом служил энтузиазм к освоению новой сферы, а потом инициаторы, судя по всему, проанализировали, помимо спроса, еще и затраты. Эксперт тоже обратила внимание на пробелы в законодательстве.

«Банковское законодательство направлено на кредитные организации в их классической форме. Какие нужны поправки к законам, чтобы регулировать деятельность банков, работающих по исламским канонам – пока непонятно. Инфраструктуры, по моему мнению, нет, чтобы ее наладить нужно время», – сказала Кокорева.

По ее словам, в теории, займы в партнерском банкинге не должны быть такими кабальными, как кредиты в обычных банках. Однако неизвестно, как эта система будет работать на деле – отечественной практики нет, как и возможности подробно изучить зарубежный опыт. «Это очень узкий сегмент, который работает в ограниченном количестве стран. Причем, Ближний Восток не является прозрачным с точки зрения финансов», – сказала Кокорева.

Эксперт считает, что еще одним сдерживающим фактором для развития партнерского банкинга является экономическая ситуация. В настоящее время, сообщила Кокорева, спрос падает на все кредиты, за исключением потребительских.

«В нестабильной экономической ситуации развивать новые финансовые услуги означает идти на дополнительные риски», – сказала Кокорева.

По мнению аналитика, пока экономика находится в таком состоянии, как сейчас, развитие проекта партнерского банкинга будет заторможено.

Напомним, что после того, как в Казани закрылся аффилированный с Мусиным Центр исламского банкинга, представители региональных властей анонсировали новые проекты. Ни один из них пока не реализован.

Когда структура еще функционировала и впоследствии, намерения развивать это направление озвучивали представители Сбербанка. 19 мая прошлого года депутат Госдумы РФ Дмитрий Савельев предложил, выступая на KazanSummit, использовать Татарстан в качестве пилотной зоны по внедрению партнерского банкинга.

Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, подводя итоги саммита, 16 мая 2017 года сообщила журналистам, что в республике хотят создать Центр исламской экономики. Банкинг она назвала одной из частей масштабного проекта, который должен был включать IT, туризм, медицину и другие сферы услуг, которые оказывали бы по канонам ислама. В создании центра, по словам Минуллиной, должны были участвовать российские и международные структуры, например, те же Сбербанк и Исламский банк развития.

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях