Татарстан, 23 дек 2014, 15:10

"Камаз" хочет пересадить татарстанцев на электробусы

«Камаз» готовится заменить татарстанский автобусный парк общественного транспорта на электробусы. В 2015 году первые две собранные машины пройдут испытания и сертификацию, после чего можно будет говорить о их серийном производстве.
Читать в полной версии
Фото: kamaz.ru

Проект перевода городской техники на электричество представил президенту РТ Рустаму Минниханову главный конструктор по автомобильным агрегатам и спецтехнике НТЦ ОАО «Камаз» Андрей Савинков 23 декабря в кабинете министров РТ. По его словам, автотранспорт занимает значительную долю в объеме выбросов в атмосферу в крупных городах. «Если убрать из города порядка тысячи автобусов, это равноценно тому, чтобы убрать 343 тысячи легковых автомобилей»,- привел он в пример. В Казани, к примеру, курсируют порядка 1-1,2 тыс. городских пассажирских автобусов.

Для решения этой задачи «Камаз» готов внедрить в серийное производство электробусы. Ночью они могут заряжаться на трамвайных и троллейбусных станциях, а днем - подзаряжаться от троллейбусных проводов. Сейчас "Камаз" завершает сборку двух опытных образцов электробусов на основе низкопольных "Нефазов": большой 12-метровый и малый 6-метровый. Заряда больших автобусов при полной нагрузке хватает на 100 км пути, маленьких - на 50 км. Предполагается, что для больших электробусов можно будет выделить специальные дорожные полосы, а малые смогут передвигаться по любым маршрутам.

Первый электробус «Камаза», созданный в 2011 году совместно с новосибирским предприятием «Лиотех», эксплуатируется на новосибирском предприятии «Нефтехим» в качестве вахтового автобуса. "Маршрут, конечно, не такой большой, но реальный пробег на сегодняшний день составляет 10 тыс. км. Но даже в таком щадящем для общественного транспорта режиме 780 тыс. руб. экономии каждый год имеет предприятие", - сказал А. Савинков.

В 2015 году автогигант планирует провести испытания электробусов и получить необходимую сертификацию. Тестовая эксплуатация, возможно, состоится в Казани, сказал Андрей Савинков. Когда и в каком объеме электробусы пойдут в серийное производство на "Камазе", в пресс-службе предприятия не озвучили "до окончания испытаний".

Несмотря на то, что электробусы дороже обычных автобусов - 13-15 млн руб. за машину, они окупаются через 5-6 лет, говорит он. Для сравнения, низкопольный «Нефаз» на газовом двигателе стоит более 7 млн руб., на бензиновом – еще дешевле. Докладчик предложил использовать такие автобусы в качестве городского общественного транспорта, а также для транспортного обеспечения строящегося ИТ-городка Иннополис.

"Камаз" хочет использовать электродвигатель и в сборке коммунальной техники. В качестве примера А. Савинков представил президенту гибридные мусоровозы. Как пояснил РБК-Татарстан руководитель пресс-службы «Камаза» Олег Афанасьев, у таких автомобилей на передний привод устанавливается электрический двигатель, а на задний – классическая дизельная или газовая установка. Их опытные испытания еще не закончились, однако если автомобиль их пройдет, «Камаз» будет готов серийно выпускать их на своих заводах.

Вопрос цены на такие автомобили остается открытым. «Пока не закончено испытание, говорить о стоимости рано. Но в мире такие автомобили существенно дороже (дизельных аналогов – РБК-Татарстан)», - говорит О. Афанасьев. Дизельный мусоровоз «Камаз» стоит около 5 млн руб.

Выслушав презентацию, президент Татарстана отметил, что препятствие на пути внедрения электробусов – их зарядные батареи, которые пока «дорогие и тяжелые». «Электробус – он еще "сырой", но гибридные коммунальные автомобили нужны. Он будет во двор заезжать как электромобиль, тем более утром работать, чтобы людей не будить, а остальное время работать как классический автомобиль. В коммунальной технике такие гибриды, которые вы разработали на «Камазе», то решение, которое позволяет сделать передний привод, это конкурентное преимущество не только по экономике, но и для (особенностей) нашей климатической зоны», - заявил Р. Минниханов.

«Если по техническим характеристикам гибридная электротехника не будет уступать обычной, то мы готовы рассмотреть и этот вариант. Надо посмотреть, как он ездит в условиях наших плохих дорог, какая у него грузоподъемность», - сказала РБК-Татарстан директор «Поволжской экологической компании» (занимается перевозом отходов) Ольга Гудимова. Пока она про электротехнику не слышала, однако уже прорабатывает возможность замены дизельных машин на газовые.

Она не отрицает, что увеличение затрат на технику повлечет за собой увеличение стоимости услуг компании, а соответственно, и сборов с населения. Поэтому прежде чем решиться на покупку дорогостоящего автомобиля, компания будет анализировать рынок или же ждать субсидий от государства, уверяет Гудимова.

Дина Валиуллина

Pro
Кремниевая долина в упадке. Вся надежда на эти 3 технологии
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Сауны и ледяные ванны: как разные температуры влияют на наш организм
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта