Еда в один клик: как пандемия развила рынок доставки продуктов в Казани
Рост аудитории
Как рассказали РБК Татарстан в пресс-службе службы доставки «СберМаркет» за год аудитория сервиса в Казани значительно выросла. «Количество заказов в 2020 году выросло в 8,5 раз, по сравнению с 2019 годом. За год мы также подключили новых ритейлеров – в Казани теперь доступна доставка из METRO, «Ленты», «Ашана», Selgros и «Бахетле», — сообщили в компании.
Средний чек с одного заказа в Казани снизился до 3 тыс. рублей, но при этом частота заказов увеличилась до 3-4 раз в месяц. «Сервис доставки полностью заменил привычку регулярных походов в магазин. Чаще всего заказывают продукты и товары категории fresh – свежие овощи и фрукты, мясо, молоко, хлеб», — сказали в «СберМаркете».
В пресс-службе компании Igooods отметили, что по их прогнозу, за 2020 год оборот компании вырастет в 3-4 раза по сравнению с прошлым годом. «Казань – один из ключевых драйверов этого роста. Опережают столицу Татарстана по темпам развития только Москва и Санкт-Петербург. За 2020 год количество пользователей Igooods в Казани выросло в 3 раза. В период самоизоляции ежедневно регистрировалось более 200 человек», – сообщили в компании.
Весной 2020 средний чек достигал до 4,5 тыс. рублей, тогда как до пандемии показател был 2,7 тыс. рублей. «Для части новых пользователей доверить выбор фруктов, мяса и овощей другому человеку в первый раз психологически некомфортно. Спустя почти год пандемии, заказ продуктов онлайн стал привычной услугой. Многие уже не вернуться к прежнему образу совершения покупок. Особенно казанцы оценили возможность бесконтактной доставки. В середине года ее выбирали 40% пользователей, сейчас их количество увеличилось до 50%», — сказали в пресс-службе.
Сейчас, по данным Igooods, на количество новых пользователей влияет погода. «С началом холодов, осенью, мы увидели увеличение активности казанцев. В середине декабря фиксируется ежедневный прирост аудитории на 7-10 человек», — сообщает Igooods.
Директор по маркетингу сервиса «Самокат», который был запущен в Казани в октябре, Игорь Рожков оценил старт работы в Казани, как успешный. «Уже в первый месяц казанцы воспользовались экспресс-доставкой «Самоката» порядка 40 тыс. раз. С момента запуска количество заказов от месяца к месяцу увеличивается в среднем в 3 раза», — сказал Рожков.
Новогодний ажиотаж
В декабре сервисы доставки фиксируют дополнительный трафик в связи с приближающимися праздниками. По данным пресс-службы «СберМаркета», в первой половине декабря количество заказов в Казани выросло на 10%, по сравнению с первой половиной ноября. Ажиотаж в компании ожидают ближе к новогодним праздникам.
В «Самокате», по итогам декабря, ожидают превышение ноябрьских показателей. «По опыту предыдущих лет количество заказов в первых числах января продолжит расти. Новогодние праздники для ритейла традиционно считаются одним из самых загруженных периодов времени», — сказал директор по маркетингу компании Игорь Рожков.
В компании Igooods к Новому году ожидают увеличение количества заказов в два раза. «По уровню нагрузки на сервис зимние праздники можно сравнить с первыми днями режима самоизоляции. Спрос начал расти с начала декабря на 10-15% в неделю. Перед новогодними каникулами люди активно закупаются большим количеством продуктов: овощами и мясом на салаты, закусками, соками и сладостями к праздничному столу. Недавно мы доставили заказ, в котором было только 10 кг мандаринов. В заказах также растет количество шоколада, сладких наборов, детских и елочных игрушек. Соответственно, растет и вес заказа – со средних 25 кг до 30-35 кг», — рассказали в компании.
После Нового года ожидается традиционное сокращение числа доставок. Но, по прогнозам бизнеса, спрос в последующий за праздниками период вернется на уровень первой декады декабря. «Мы не ожидаем такого падения, как в прошлом году, так как клиентская база растет, и люди проводят больше времени дома из-за напряженной эпидемиологической ситуации», – считают в Igooods.
Тренды будущего
В Igooods подчеркнули, что доставка продуктов в 2020 году стала самым быстрорастущим сегментом рынка еды. Многие офлайн-игроки вышли на рынок доставки, что привело к росту конкуренции и маркетинговых бюджетов. «Еще несколько лет индустрия будет расти довольно быстро. По прогнозам Infoline, российский рынок онлайн-продаж продуктов питания в 2020 году вырастет до 135 млрд рублей, а к 2023 году его объем превысит 300 млрд», — прогнозируют в компании.
При этом в 2021 году спрос на доставку продуктов не будет сильно снижаться. «Люди привыкли к этой услуге и продолжат ей пользоваться после стабилизации эпидемиологической ситуации. Конечно, кто-то вернется к офлайн-покупкам, но это будет менее заметно на фоне роста аудитории», — сказали в пресс-службе Igooods.
Директор по маркетингу сервиса «Самокат» Игорь Рожков среди ключевых трендов, который меняет структуру рынка труда и курьерской доставки, называет гиперлокальность. «Логистика будет переходить в режим «нулевого километра» (где живу, там и работаю). Если в прошлом человек искал работу курьером, то ему приходилось ездить на другой конец города. Сегодня вакансии дают возможность работать рядом с тем местом, где живешь, работаешь и учишься. Эти изменения привлекут много новых сотрудников на рынок, сделают его масштабнее», — уверен Рожков.
По его прогнозу, в ближайшие два года произойдет ослабление маркетплейсов. «Такие форматы постепенно начнут уступать игрокам, которые самостоятельно справились с управлением ассортиментом и его расширением. В скором времени аудитория начнет обращаться к специализированным ритейлерам», – сказал Рожков.
В «СберМаркете» ожидают, что в следующем году все сервисы будут совместно развивать рынок доставки продуктов, что позволит ему вырасти еще в несколько раз.
28 октября бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев в ходе онлайн-встречи с стенами объединения «Деловые женщины Татарстана» отметил, что электронная торговля обеспечивает предпринимателей РТ новыми рынками сбыта, что особенно важно это сейчас, в период пандемия.
По его словам, за время режима самоизоляции зафиксирован 10-кратный рост количества республиканских продавцов на электронных площадках. На них предлагают товары более 3,5 тыс. татарстанских поставщиков.
По итогам 2020 года продажи через интернет в Татарстане могут вырасти более чем в 1,5 раза, превысив планку в 30 млрд рублей.