Татарстан, 24 июн 2016, 14:47

Татарстан стал пилотным регионом по переводу машин на газ

Республика ставит задачу в ближайшие 2-3 года перевести на газомоторное топливо 50% парка общественного транспорта, 30% коммунальной техники, 30% строительной техники
Читать в полной версии

«Три года назад, когда это все начиналось, я подумал - какой регион это дело не провалит? Где на 100% все будет реализовано? Здесь [в Татарстане] планы не остаются на бумаге, выливаются в реальные дела», - сказал председатель Совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, в Зеленодольске на открытии трех новых автозапровок, реализующих природный газ.

На территории региона активно идет создание развитой сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). 13 построено, до конца 2016 года запланирован ввод в эксплуатацию еще пяти новых заправок на метане, и реконструкция одной действующей, а к 2019 году, в планах увеличить сеть почти вдвое - до 25 единиц.

Переходит на газ и спецтехника в городах и районах республики. В последние 2 года правительством Татарстана было закуплено около 1000 единиц, работающих на голубом топливе. Кроме того, в течение ближайших 6 месяцев 1500 автомобилей переведут на природный газ.

Виктор Зубков, отметил, что видит Татарстан, своим стратегическим партнером в одном из самых приоритетных направлений для развития компании.

«Татарстан не только занимает лидирующие позиции среди российских регионов по уровню газификации, но и обладает хорошим потенциалом в сфере использования газомоторного топлива. Здесь находятся крупные аграрные и машиностроительные предприятия, логистические центры, обширная транспортная сеть. Опыт, полученный в Татарстане, будет использован в других субъектах России», - уверен председатель Совета директоров компании «Газпром».

Особая роль по внедрению газомоторного топлива возложена на «КАМАЗ». Автогигант, как отечественный флагман автомобилестроения, решает задачу расширения модельного ряда газифицированных авто. Вместе с производством налаживаются их продажи, сервисное обслуживание, ведутся новые разработки. Все это выводит республику на лидерские позиции в ПФО.

«КАМАЗ» - лидер по реализации совместных с «Газпромом» проектов. Если несколько лет назад было всего 5-6 моделей большегрузов на газомоторном топливе, то сегодня их несколько десятков. И это направление будет расти», – отметил перспективы развития президент Татарстана Рустам Минниханов.

В подтверждение этих слов, главный партнер «КАМАЗа», участвующий с 2007 года в развитии и внедрении газомоторной стратегии альтернативных моторных топлив на рынке России - компания «Раритек», договорилась о сотрудничестве с тракторным заводом «Агромаш» прямо на мероприятии в Зеленодольске.

«Раритек» будет заниматься сбытом их продукции. Концерн из Чувашии привез показать на открытии заправок свою разработку - трактор на природном метане 60 (ТКДГМ).

«В России пока этот экземпляр, единственный, Но уже заслуживший репутацию в Европе»,- говорит исполнительный директор «Агромаш» Мурад Караджаев.

«В Румынии работают несколько таких тракторов. Он прошел 44 верификации по позициям соответствия европейским стандартам качества. Нет выбросов, таких как при заводке дизельного двигателя. Он дороже по первоначальной стоимости. Но окупается в течение года. Экономия на 1 заправке около 2 тысяч рублей. И его габариты подходят для работы в условиях города или фермерских хозяйств».

Интерес к этой технике уже проявили: холдинг «Акбарс» и агропроизводитель - «Майский».

Учитывая субсидии от правительства России (30-40% от цены), такая техника имеет большие экономические преимущества. Но ее внедрение зависит не только от производителей авто на метане.

«Нужно ускорить подготовку полноценной нормативно-правовой базы, регламентирующей производство, хранение, транспортировку и использование газомоторного топлива, в том числе разработать современные технические требования в этой сфере. Надо создавать условия для расширения газозаправочной инфраструктуры и специальных пунктов технического обслуживания», - отметил генеральный директор компании «Раритек» Рафаэль Батыршин.

Стоит отметить, что Татарстан, еще и первый регион, где к развитию газомоторной отрасли подошли комплексно. Кроме проектов с копримированным газом, в республике реализуется проект по созданию производственно-бытовой инфраструктуры сжиженного газа (СПГ). В планах построить на территории индустриального парка «Чистополь» комплекс по сжижению природного газа, а на ключевых магистралях республики - сети из 13 криоАЗС. Пилотным проектом по использованию СПГ на магистральном транспорте станет проект, по которому «КАМАЗы» с крио оборудованием, будут возить металлопрокат из Магнитогорска. А по маршруту их следования «Газпром» построит заправки.

«У нас на «Мечел» постоянно ездят машины за металлом. Мы хотим это направление перевести полностью на газомторное топливо, а в перспективе на сжиженный газ. Главное его преимущество - при одинаковых объемах баков там топлива в 10 раз больше. Необходимость частых заправок она пропадает. Не хватает пока крио оборудования, но со временем, как с сжатым газом, эти проблемы все решаться»,- комментирует для «РБК-Татарстан» руководитель по связям с общественностью «КАМАЗа» Олег Афанасьев.

На рабочем совещании по вопросам развития рынка газомоторного топлива республики, которое состоялось сразу после открытия заправок, генеральный директор «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев и генеральный директор «Холдинговая компания «Ак Барс»» Иван Егоров, подписали соглашение о сотрудничестве по реализации еще одного пилотного проекта, по использованию природного газа в качестве моторного топлива на внутреннем водном транспорте Татарстана. Предполагается совместная разработка и производство типов судов, работающих на СПГ, их использование на республиканских речных маршрутах.

Рустам Минниханов связывает серьезные надежды с использованием голубого топлива. По его словам, в перспективе, на газомоторном топливе должен базироваться автопарк жилищно-коммунального хозяйства, общественный транспорт, сельхозтехника. «Мы должны максимально эффективно использовать природный газ», - считает Рустам Минниханов.

Республика ставит задачу в ближайшие 2-3 года перевести на газомоторное топливо 50% парка общественного транспорта, 30% коммунальной техники, 30% строительной техники. А «Газпром» вложит в свои заправки 1,5 миллиарда рублей только в этом году.

Что вполне вероятно, учитывая, что одним из требований ФИФА к пассажирскому общественному транспорту, является его соответствие экологическим нормам "Евро-5". Обеспечить такой уровень можно используя в качестве топлива метан.

Не смотря на то, что по потребительским свойствам газомоторное топливо не уступает автобензину, и придется вкладывать большие средства в создание инфраструктуры. Сможет ли транспортная газификация обеспечить в будущем реальную конкуренцию между нефтью и газом? Если да, то когда?

Заместитель директора аналитического департамента компании Альпари Наталья Мильчакова считает, что в масштабах всей страны это сделать достаточно сложно, но на уровне региона - задача вполне осуществима.

«В рамках отдельных регионов, например, Республики Татарстан, где такая инфраструктура уже создается «Газпромом» и его дочерними компаниями, перевод минимум половины транспортных средств на газовое топливо в течение ближайших 5-7 лет вполне реален. Но полного отказа от бензина в ближайшее время ожидать не стоит, так как бензин пока удобнее в использовании».

Эксперт также считает, что сама по себе газификация не устранит имеющиеся расхождение ценовых тенденций углеводородов. Но многое будет зависеть от политики правительства.

«Основную долю цены на бензин составляет акциз. Если на газомоторное топливо тоже введут акциз, то цены почти сравняются, и при одинаковой цене выгоднее будет использовать те виды топлива, к которым уже привыкли», -добавила Наталья Мильчакова.

Если успешный эксперимент по переводу части транспортных средств на новый вид топлива будет оценен федеральными властями, республика получит дополнительные ресурсы для совершенствования этой технологии, кроме того, успешный опыт Татарстана возможно заинтересует и международных инвесторов. Со временем этот опыт сможет распространиться и на другие регионы России.

 


Наша справка

Совокупные мощности «Раритека» и «КАМАЗа» - 10 000 машин в год (с альтернативными двигателями).

СПГ - искусственно сжиженный метан путём охлаждения до −160 °C.

При сжижении природный газ уменьшается в объёме примерно в 600 раз. Процесс сжижения идет ступенями, на каждой из которых газ сжимается в 5-12 раз.

Европейские ученые определили, что у газа оксидов азота в 3 раза меньше, по углеводороду (CH) - в 13 раз меньше, по бензапирену - в 15 раз меньше, по саже - в 3 раза меньше, чем у Евро-4.Специалисты отмечают в газомоторном топливе более высокое октановое число, чем "обыкновенном" бензине.

Две недели во время Универсиады 130 автобусов работали на газомоторном топливе – экономия составила 1,7 миллиона рублей.

Строительство 1 (АГНКС) обходится в 10 раз дороже чем бензиновой.

Разведанные запасы в РФ нефти- на 26 лет. Газа - на 56 лет (РГУ нефти и газа).

У «Гапрома» 180 миллиардов кубов избыточного газа в год.


Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Honda и Nissan станут одной компанией: зачем это нужно и что будет дальше
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
Вам не нужно «больше работать» для успеха. Вам нужно сфокусироваться
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны