Итоги 2018 года, 24 дек 2018, 08:00

Андрей Шипелов: МСЗ в Татарстане планируют начать строить летом 2019 года

Проект МСЗ под Казанью проходит государственную экологическую экспертизу и заработает не позднее 2022 года, сообщил РБК Татарстан гендиректор «РТ-Инвест» Андрей Шипелов
Читать в полной версии
(Фото: пресс-служба «РТ-Инвест» )

– На какой стадии сейчас находится реализация проекта мусоросжигающего завода (МСЗ) в Татарстане?

На сегодняшний день проектная документация завода в Татарстане направлена на Государственную экологическую экспертизу. Ранее проект получил два заключения общественных экологических экспертиз, свидетельствующих о полном соответствии требованиям, установленным российским законодательством в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

– Когда планируется начать строительство? И соответственно, когда будет запущено предприятие?

Непосредственные работы на площадке начнутся после получения всех необходимых разрешений. Ориентировочно лето 2019 года. Завод в Татарстане планируется ввести в эксплуатацию не позднее 2022 года.

–​ Татарстанский завод будет не первым из аналогичных МСЗ, которые сейчас проектируются вами по стране? Когда будет запущено первое такое предприятие?

Первые два завода мы построим и должны запустить в 2021 году. Еще два завода мы должны сдать в полную промышленную эксплуатацию в 2022 году.

– Не изменилась ли  сумма инвестиций в татарстанский проект – 28 млрд рублей и срок их окупаемости?

Это один из крупнейших инфраструктурных проектов в области экологии, и мы его реализуем по принципу проектного финансирования 20 на 80: 20% – собственные средства, 80% – заемные.

Совместно с «Роснано» мы создали первый экологический фонд, объемом 12 миллиардов рублей. Заемные средства – это синдикат крупнейших российских банков. Ключевые финансовые партнеры – ВЭБ, Газпромбанк, и Новикомбанк.

Плюс мы задумались над выпуском первых зеленых облигаций в стране. Хотим выпустить под наши проекты бумаг до 50 млрд рублей. Считаем, что этот инструмент будет стимулировать приток в отрасль денег из пенсионных и страховых фондов, а также существенно расширит пул инвесторов в экологические проекты.

Окупаемость проекта 13–15 лет. Все зависит от валютного курса и других переменных составляющих проекта. Норма прибыли ограничена контрактом и составляет 12%.

– Ваш проект сильно зависит от колебаний курсов валют? Все-таки будет использовано импортное оборудование.

Наши технологические партнеры будут поставлять ряд ключевых элементов оборудования – колосниковая решетка, газоочистка, системы управления.

Важно отметить, что реформа системы обращения с отходами должна решать, кроме экологической, задачу индустриального развития. Поэтому остальное оборудование будет произведено в России. По контракту у нас локализация должна быть 50%, но мы перевыполним это условие. Думаю, что реальный уровень будет выше 60%.

Силовой остов – все сердце завода – будет из российского оборудования. Мы заключили контракт с «Атомэнергомашем». Для тех элементов, которые он сам производить не может, мы вместе выбираем производителя. Так была выбрана турбина Уральского турбинного завода, которая станет первой турбиной такого типа в России.

Кроме того, оборудование, которое будет производиться в России для нашего проекта, имеет конкурентное преимущество для продажи на внешние рынки, это устойчивый спрос порядка на 526 заводов мире до 2025 года.

– Как будет решен вопрос с сортировкой отходов для их безопасной утилизации? И какие отходы будут поступать на термическую обработку?

Сначала мусор делится на два бака, за каждым баком приезжает свой автомобиль. Баки с чистыми отходами мы оборудуем специальными датчиками, которые фиксируют наполняемость и передают данные в систему, то есть автомобиль будет не вхолостую приезжать, а когда получит сигнал, что бак вскоре заполнится.

При реализации комплексной системы баланс отходов будет выглядеть так: 50% перерабатывается во вторичные материальные ресурсы и компост, еще 30% перерабатывается в электроэнергию, и остается 20%, которые захораниваются на современных полигонах. Вот эти оставшиеся 30% «хвостов» поедут к нам на мусоросжигательные заводы, где сгорят в котле при температуре 1260 градусов. На выходе мы получим зеленую электроэнергию.

– На старте обсуждений проекта сообщалось, что золу от сжигания отходов будут использовать в дорожном строительстве. Каково решение этого вопроса сейчас: золу будут где-то захоранивать или как-то используют?

Чем лучше отсортированные отходы поступают на завод, тем меньше шлака и золы образуется. Мы заинтересованы в том, чтобы термически перерабатывать только «хвосты». Но даже оставшийся шлак и золу, которые мы будем получать после сжигания, будут перерабатывать в строительный материал.

До тех пор, пока мы не построим заводы по термической переработке, невостребованные после сортировки остатки будут складироваться на новых полигонах, которые отличаются от старых современными технологиями – там есть сбор фильтрата, переработка фильтрата до воды, сбор и утилизация свалочного газа.

– Обозначьте территорию, с которой будут поступать отходы на предприятие?

Отсортированные отходы, а точнее «хвосты», будут поступать из Казани, левобережной части Зеленодольского района и Зеленодольска.

– Давайте поговорим о безопасности: о системе очистки выхлопов и о том, как предприятие защищено от сбоев, аварий и других техногенных происшествий?

Дело в том, что после сжигания отходов, образовавшиеся дымовые газы поступают в реактор, где идет полное обезвреживание всех опасных элементов. Дальше газы проходят систему фильтрации, которая включает три стадии. Причем, в случае поломки фильтра система блокируется, процесс горения отходов и другие функции завода останавливается до момента пока не устранят неисправность.

Кроме того, при сухой системе газоочистки, а именно такая планируется в нашем проекте, выбросы промышленных сточных вод у завода вообще отсутствуют. Промывка фильтров не предусмотрена технологией.

Для нас культура безопасности стоит во главе угла на всех этапах цепочки обращения с отходами. Использование современного оборудования и систем газоочистки, строгое соблюдение технологических нормативов позволит нам эффективно и безопасно решить проблему обращения с отходами.

– Если авария все-таки произойдет, каким образом гарантируется безопасность людей?

При разработке проекта рассматривались наиболее тяжелые аварийные ситуации – это выход из строя системы фильтрации и полное прекращение электроснабжения завода. И даже при такой ситуации, расчеты показали, что превышение загрязняющих веществ на границе санзоны не превысит предельно допустимых.

–​ Татарстан стал единственным регионом, где проект завода встретил такое противодействие со стороны населения? Сейчас вопрос урегулировали? Как удалось убедить граждан?

Безусловно, нет. Сейчас всю страну охватили мусорные волнения. В одних случаях население протестует против свалок, в других – с подозрением относится к мусоросжигательным заводам.

Но с негативом должны работать все, прежде всего, бизнес, гражданское общество, государство, общественные организации и сами жители, которые хотят что-то изменить, а не просто высказываться против любых изменений. Важно выстроить открытый и конструктивный диалог с населением. В протесты добавляется «ложка дегтя» псевдоэкспертов, которые баламутят людей, подтасовывают недостоверную информацию для достижения собственных интересов.

Мы проводим планомерную работу по информированию населения о нашем проекте через всевозможные каналы коммуникации.

– Планируете ли вы внести в законодательство какие-то принципиально новые инициативы в сфере обращения с отходами?

Мы не имеем права вносить в законодательство инициативы, но имеем возможность высказывать свои идеи и конструктивные предложения на экспертных площадках. Что и делаем.

Например, одна из последних наших инициатив - система позволяющая максимально вовлечь в оборот упаковку. Она отлично реализована в Европе. В двух словах она работает так: вы приходите в магазин купить бутылку минеральной воды, которая стоит 55 рублей, из которых 5 рублей – это временный сбор. Дальше выбор за вами – либо выбросить ее в ведро раздельного сбора, либо при следующем посещении магазина опустить ее в автоматический аппарат для сбора тары (автоматический приемный пункт тары) и получить 5 рублей обратно или чек для покупки в этом магазине. Прелесть этой залоговой системы в том, что она не создает никакой нагрузки на тариф, а также позволяет наладить переработку до 80 - 90%.

«РТ-Инвест» создана в 2012 году при участии госкорпорации «Ростех». Компания осуществляет прямые инвестиции на территории России и за рубежом, в том числе через создание и управление инвестиционными фондами. Дочерняя структура «РТ-Инвест» – ООО «АГК-2» – является инвестором строительства завода по термической утилизации отходов под Казанью.
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Доработки лишь за деньги: как найти IT-команду и описать бюджет проекта
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Высокопроизводительный задира: как управлять токсичным топ-перформером