Татарстан – Китай: логоцентр «Алабуги» может войти в коридор «Север – Юг»
Татарстано-китайская логистика
«Мы уже озвучивали идею логистического комплекса им. Дэн Сяопина: исторически «Нижнекамскнефтехим» вывозил миллионы тонн полимеров в Финляндию железнодорожными вагонами, где груз перемещали в контейнеры. Сейчас Финляндия закрылась. Нужно возить в Китай. Но с Китаем у нас разная ширина колеи, поэтому наши вагоны не смогут туда проехать. И нужны контейнеры, которые на границе перегружаются. Но из-за того, что исторически не было мощности по контейнеризации, с этим есть огромные проблемы, в Закамье контейнерные перевозки особо не развивались. Мы начали прорабатывать эту идею по поручению раиса РТ Рустама Минниханова», — сказал генеральный директор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев в беседе с РБК Татарстан.
18 мая ОЭЗ «Алабуга» и ПАО «ТрансКонтейнер» подписали соглашение об оказании терминальных услуг в логистическом центре имени Дэн Сяопина, который строится в Тукаевском районе Татарстана. Шагивалеев отметил, что был подписан именно договор, а не, например, соглашение о намерениях.
По данным пресс-службы особой экономической зоны, ООО «АлабугаЭксим» – оператор контейнерного терминала – будет оказывать транспортные и терминальные услуги в рамках сервисов ПАО «ТрансКонтейнер». Сроки оказания услуг – с 1 сентября 2024-го до 1 сентября 2029 года. Ожидаемый объем погрузки составил 600 ДФЭ в месяц, выгрузки – 1,2 тыс. ДФЭ.
«Пока у нас такая стратегия, что у логистического комплекса Дэн Сяопин будет несколько крупных партнеров. У нас будет обеспечена возможность разгружать и растаривать сборные контейнеры на экспорт и импорт коммерции», — отметил Шагивалеев.
По данным пресс-службы ОЭЗ, контракт обеспечит клиентам ПАО «ТрансКонтейнер» оказание на возводимом контейнерном терминале ОЭЗ «Алабуга» сквозного сервиса с комплексом транспортно-экспедиционных услуг, включая подачу и уборку фитинговых платформ с контейнерами, погрузочно-разгрузочные работы, терминальные операции, формирование контейнерных поездов и так далее. По мнению Шагивалеева, договор с ПАО «ТрансКонтейнер» свидетельствует о том, что в сотрудничестве логоцентром им. Д. Сяопина заинтересует других крупных игроков данного рынка.
По его словам, на строительство логокомплекса был взят инвестиционный кредит на сумму 54 млрд рублей в банке ВТБ. Сейчас на площадке проходит вертикальная планировка. «Это очень логичная экономически обоснованная закольцовка: отсюда в Китай уходят полимеры в контейнерах, а в Татарстан прибывают запчасти для различных предприятий, e-commers», — сказал гендиректор ОЭЗ.
Железнодорожный фронт терминала будет иметь 6 путей длиной по 1,1 км каждый. Проектная обрабатывающая способность – до 8 контейнерных поездов в сутки, грузооборот - 100 тыс. контейнеров или 2,4 млн тонн грузов в год. Общая площадь складских помещений составит 100 тыс. квадратных метров.
«ТрансКонтейнер» видит серьезный потенциал к созданию в Татарстане крупного хаба для обслуживания контейнерных потоков. Компания с интересом смотрит и внимательно следит за транспортными проектами в регионе, развитием местной грузовой базы и мер федеральной и региональной поддержки транспортных инициатив. Сотрудничество с ОЭЗ «Алабуга» является важным шагом в этой работе», — заявил по итогам подписания президент ПАО «ТрансКонтейнер» Виталий Евдокименко.
Татарстан и «Север – Юг»
Тимур Шагивалеев, отвечая на вопрос об интеграции объекта в международный транспортный коридор «Север – Юг», отметил выигрышное расположение логистического комплекса – в непосредственной близости от федеральной трассы М-7 «Волга», а также от Нижнекамска и Набережных Челнов. «Также рядом Кама, аэропорт «Бегишево» - развитие там только началось и все еще впереди», — сказал он.
Опрошенные РБК Татарстан эксперты положительно оценили планы по строительству логистического комплекса. По их мнению, объект может стать частью международного транспортного коридора «Север – Юг».
Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский отметил, что проект по строительству логокомплекса в целом и контракт с «ТрансКонтейнер» в частности предполагают крупные объемы взаимных поставок для нужд сразу нескольких отраслей как России, так и Китая. За счет удобного географического расположения логистический комплекс им. Д. Сяопина является значимым и стратегически важным для экономики Татарстана с прицелом на длительную перспективу.
«Торговые связи с Китаем из-за западных санкций сейчас приобретают все большую актуальность, поэтому наращивание контейнерных перевозок фактически означает усиление этих связей, данный проект, на мой взгляд, будет составной частью в реализации масштабного транспортного коридора «Север-Юг» где роль РТ одна из ключевых. Татарстанский комплекс, как мы уже сказали, имеет выгодную географическую локацию, но интерес других схожих по уровню масштаба в логистике компаний будет зависеть от предлагаемых условий и заинтересованности производителей и потребителей как в РФ, так и в Китае, но в целом полагаю, что проблем с привлечением инвесторов у комплекса возникнуть не должно», — считает эксперт.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов назвал логичным решение о строительстве в Татарстане логистического комплекса с учетом переориентации на торговлю со странами Востока и Юга. Он позволит увеличить объемы взаимной торговли, причем, не только с Китаем, но и с другими странами.
Эксперт отметил, что важно не только построить непосредственно логоцентр, но и расширить инфраструктуру возле него, в первую очередь, дорожную, чтобы избежать возможных проблем.
«К примеру, железная дорога к и от логоцентра должна быть двухпутной, чтобы избежать заторов и увеличить провозные способности. Должны быть разные автомобильные дороги, различные развязки, чтобы вывозить и привозить сюда грузы и так далее. Строительства самого логистического центра может быть недостаточно, потребуется сделать еще многое, чтобы он нормально функционировал», — сказал Баранов.
Аналитик добавил, что необходимо понимать, что за время строительства логистического комплекса может произойти масса изменений, и оценивать его значимость из текущих реалий некорректно.
«Торговля со странами Востока может составить значительные объемы и в будущем, поэтому такой центр необходим. Кроме того, он может быть использован и для перевозок по международному транспортному коридору «Север-Юг». Партнерами этого логистического центра могут стать разные компании, как транспортные компании, так и различные производители, необходимо сделать его универсальным, то есть чтобы там можно было перерабатывать разные грузы, доставляемые разными видами транспорта. Также в центре необходимо создать привлекательные условия, это привлечет к нему внимание, увеличит количество его партнеров», — сказал Баранов.
Поволжский хаб
Эксперт в сфере логистики Платон Попов поддержал точку зрения о выигрышном расположении, строящегося логистического комплекса. Объем грузопотока будет высоким, поскольку через республику проходят крупные железнодорожные сети, которые снабжают центральную и западную части России грузами с самого Дальнего Востока.
Также ведется масштабная стройка и реконструкция трассы М-7, которая позволит сократить временные затраты на транзит грузов в Центральную Россию из таких крупных городов, как Нижний Новгород, Набережные Челны, Казань, Елабуга, Уфа, Пермь и Екатеринбург, и обратно. И логоцентр им. Д. Сяопина вписывается в эти маршруты.
В связи с геополитической ситуации экономические отношения между Россией и Китаем вышли на новый уровень, увеличив объемы импорта и экспорта в двухстороннем взаимодействии. Также необходимо учитывать, что в Поволжье располагаются несколько крупных производств и ОЭЗ «Алабуга», откуда отправляют экспортные грузы в сторону Китая, стран СНГ и заказчикам в России, а на производства в ПФО поставляется сырье, как импортное, так и отечественное.
Помимо всего прочего локация находится в относительной близости к границе с Казахстаном, через который было перестроено часть логистических маршрутов из стран Европы.
«На мой взгляд, компаниям из сферы логистики возводимый в Татарстане комплекс будет интересен и привлекателен для построения партнерских отношений. Сама Республика Татарстан находится в относительной близости к Центральному федеральному округу России, что позволит экономическим участникам из центрального региона использовать данную локацию, как удобный транзитный хаб и хаб для ускоренной доставки заказчикам из городов, находящихся в непосредственной близости к комплексу и трассе М-7. Логистические компании, в свою очередь, при увеличении грузопотока, снижении себестоимости логистики и снижении срока доставки перестроят свои маршруты с транзитом через хаб в Татарстане для своих конечных заказчиков», — сказал Попов.
18 мая вице-премьер РФ Марат Хуснуллин в рамках KazanForum-2023 на круглом столе, посвященном реализации проекта международного транспортного коридора «Север – Юг», сообщил, что общий объем российских инвестиций в его развитие составит 250-280 млрд руб. до 2030 года. Правительство, по его словам, реализует соответствующую дорожную карту. В составе МТК выделяют три основных маршрута: Западный – через Дагестан автомобильным и железнодорожным транспортом, Транскаспийский – через Каспийское море морским и речным транспортом по Волге в иранские и туркменские порты, а также Восточный – через Казахстан и Туркменистан автомобильным и железнодорожным транспортом.
По прогнозам, к 2025 году грузооборот в этом направлении должен, как минимум, удвоиться и составить 30 млн тонн и 35 млн тонн к 2030 году – плюс 155%, по сравнению с 2021 годом.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан