Татарстан, 25 июн 2014, 23:06

Татарстанская верблюжья ферма окупилась спустя два года

Первая в Татарстане верблюжья ферма, открывшаяся под Казанью два года назад, в июне вышла на самоокупаемость. Владелец фермы в Лаишевском районе "Лайдоя" Владимир Павлюк, вложивший вместе с семьей в хозяйство 23 млн рублей, "отбивает" вложения за счет продажи живых верблюдов в цирки, их шерсти и молока, а также посещения туристов. Теперь хозяин хочет увеличить поголовье верблюдов до полутысячи и наладить промышленную переработку продукции.
Читать в полной версии

Первая в Татарстане верблюжья ферма, открывшаяся под Казанью два года назад, в июне вышла на самоокупаемость. Владелец фермы в Лаишевском районе "Лайдоя" Владимир Павлюк, вложивший вместе с семьей в хозяйство 23 млн рублей, "отбивает" вложения за счет продажи живых верблюдов в цирки, их шерсти и молока, а также посещения туристов. Теперь хозяин хочет увеличить поголовье верблюдов до полутысячи и наладить промышленную переработку продукции.

Крестьянско-фермерское хозяйство "Лайдоя" - единственное в России, которое занимается племенным разведением верблюдов-бактрианов и продажей продукции верблюдоводства - мяса, молока и шерсти. Такие есть только в Астраханской области и в Калмыкии. Об особенностях необычного бизнеса глава хозяйства рассказал корреспонденту РБК-Татарстан прямо среди двугорбых и других обитателей фермы. Удалось попробовать и верблюжье молоко.

Верблюжью ферму в деревне Травкино Лаишевского района глава хозяйства Владимир Павлюк - крымский агроном, 25 лет отслуживший в морфлоте, - зарегистрировал в июле 2012 года. На территории будущей фермы площадью 10 гектаров была свалка, но участок сразу понравился дочери Владимира Светлане - мусор убрали, землю разровняли. Верблюдоводство, по словам Павлюка, выбрали потому, что хотелось работать в сегменте, в котором не было бы конкуренции. «Попробуйте зайти на рынок говядины, свинины, конины, птицеводства. Там стоит острая проблема сбыта продукции и сбрасывается или поголовье, или цена», - объясняет он.

Первую партию из 35 верблюдов привезли в июне из Астрахани. С тех пор закупили новых, воспроизводится потомство и на самой ферме - в этом году, например, родилось 15 верблюжат. Сейчас в стаде порядка 150 голов, а через 1,5-2 года предприниматель хочет иметь на ферме 500 голов и сформировать в Татарстане настоящее племенное стадо.

На ферме разводят двугорбых бактрианов, которые, по словам хозяев, имеют мощную мясную массу и имунно-защитную систему, которая позволяет верблюду хорошо переносить и плюсовые, и минусовые температуры. Пришлось читать книги советских времен и консультироваться с племенными хозяйствами Калмыкии и Астраханской области, рассказывает фермер. В Татарстане работать оказалось сложнее. «На юге практикуется стойловое содержание, то есть как для коров и лошадей. Животных выгоняют в пастбища на год и собирают только один раз в год, чтобы посчитать. У нас периметр, загон, пастбищное содержание и круглогодичное нахождение под открытым небом», - поясняет Павлюк.

В открытие фермы предприниматель вложил накопления свои и дочери - порядка 23 миллионов рублей. На гранты и государственные субсидии пока не претендовали. Ферма зарабатывает деньги на продаже верблюдов, их молока и шерсти. Один верблюд стоит в зависимости от возраста, веса и других качеств от 70 до 400 тысяч рублей, самка стоит дороже самца. Самые дорогие – верблюды, которые имеют белый покров.

Продажа мяса верблюдов пока не налажена - нет спроса, говорит фермер. Один верблюд весит порядка 650 кг, чистый выход мяса 300-350 кг, каждый из которых стоит 400 рублей. В прошлом году были заказы на казанский Курбан-Байрам, которые не подтвердились. Более востребованной оказалась продажа живых верблюдов - например, для цирков и зоопарков. Одно животное попало в казанский цирк «Сафари»: "он прошел первичный курс дрессировки здесь, потом попал на 10 дней в опытные руки мастеров, и через 11 дней они его выпустили на ринг", говорит Павлюк. Еще несколько двугорбых уехали в Пермский край, Челябинскую и Кировскую области.

Молоко стоит 1500 рублей за литр. В массовую продажу его не поставляют - продают по заказам. В основном молоко берут деревенские семьи в округе и близлежащих городов, есть свои покупатели и в Казани.

Основная часть расходов идет на корма и зарплату шестнадцати работникам фермы. Чтобы мясо и молоко были экологически чистыми и сохраняли свои целебные свойства, в кормлении животного не используют никаких минеральных добавок, фуражей и биостимуляторов, а поют их только артезианской водой. «В среднем верблюд в сутки потребляет до 15 кг сена или зеленой массы. Одна шайба – 450 кг. В день уходит три шайбы. Каждую шайбу мы приобретаем по 1650 рублей. То есть около 5 тысяч каждый день на кормление уходит», - подсчитал предприниматель. По его словам, в этом году из-за ожидаемой засухи сено подорожало на четверть.

Сейчас предприниматель просчитывает, правильно ли будет соединить фермерское хозяйство с уличными кафе и гостиницами. Пока в хозяйство в месяц приезжает до тысячи человек. Вход для взрослых стоит 200 руб., для детей до 7 лет - 100 руб. "Ближе к тысяче голов мы сможем говорить о новой для республики отрасли - верблюдоводстве", - говорит Павлюк. Это, по его словам, даст возможность получать от государства дотационные выплаты говорить о промышленных переработках верблюжьей продукции. Молоко и шерсть фермер уже успел сертифицировать.

Гульназ Шарафутдинова

Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Сауны и ледяные ванны: как разные температуры влияют на наш организм