Ягодка опять: в РТ на 50% подорожали клубника и другие культуры
Логистические проблемы
Директор «Ягодной долины» Ильдар Ситдиков в беседе с РБК Татарстан сообщил, что цены на ягоды, по сравнению с прошлым годом выросли на 50%. «Тут сыграла не жадность производителей, а совокупные факторы: дорого закупались удобрения и посадочный материал», — сказал он.
Кроме того, по словам Ситдикова, в этом году закладки новых плантаций в Татарстане были на минимальном уровне. Он связывает это неопределенностью во внешней политике. «Многие люди были очень сильно смущены ситуацией и не знали, что делать. Скорее всего, перестраховались и не стали инвестировать. Но если судить по нашему хозяйству, то урожайность выросла, минимум, в 1,5 раза», — пояснил он.
Вместе с тем, весь посадочный материал для клубники закупался в Италии. «Мы работаем с двумя итальянскими питомниками, потому что их селекция подходит для нашего климата: зимой не замерзает, летом дает хороший урожай», – сообщил Ситдиков.
Он выразил надежду, что в следующем году ему удастся приобрести иностранную селекцию. По мнению предпринимателя, в ближайшие 10 лет импортозаместить зарубежный посадочный материал отечественным не удастся.
Сооснователь эко-отеля «Гектария» Динар Хамитов также отметил, что из-за сложившейся ситуации имеются проблемы с посадочным материалом и все саженцы клубники завозились из Италии. «С клубникой будем что-то решать, но этим вопросом озадачимся на следующий год, потому что на данный момент вопрос по саженцам закрыт», — сказал Хамитов.
Пресс-служба АО «Эссен Продакшн АГ» сообщила, что плодово-ягодное сырье для изготовления продукции закупают на Ближнем Востоке, Балканах, Азии и в бывших республиках СССР. На отечественном рынке имеется нехватка качественного сырья для производства джемовой продукции.
«Российский рынок не первый год испытывает нехватку ягод собственного производства. Во-первых, их просто мало. Во-вторых, то, что выращивали, до недавнего времени активно поставляли за рубеж – это было более выгодно. В-третьих, качество отечественного сырья не всегда соответствует стандартам отечественных производителей. Надеемся, в обозримом будущем положение дел изменится», — рассказали в компании.
Кроме того, в «Эссен Продакшн АГ» отметили, что сложившаяся геополитическая ситуация привела к логистическим проблемам. Сроки доставки увеличиваются до 2 месяцев, а рост цен на сырье и упаковку приводит к удорожанию себестоимости готовой продукции. Поэтому компания начала переориентироваться на отечественных поставщиков и более активно использовать собственный транспорт.
Валовый сбор
Директор «Ягодной долины» Ильдар Ситдиков рассказал, что в этом году собрано 150 тонн смородины и свыше 80 тонн клубники, к концу сезона ожидается еще 120 тонн. «У нас в Альметьевском районе развили культуру самосборов среди людей. На выходные к нам стабильно приезжает не менее 3 тысяч человек», — сказал он.
Сооснователь эко-отеля «Гектария» Динар Хамитов сообщил, что в прошлом году совокупный сбор урожая ягод составил порядка 55 тонн. По его словам, ежегодный прирост составляет порядка 10%, и в этом году предприятие планирует достичь отметки в 60-65 тонн.
Хамитов отметил, что в этом году, благодаря туристической направленности, порядка 100% продукции реализовано гостям республики, а также местному населению. «Продаем все в розницу – без всяких оптовых и базарных схем. Клиент получает ягоду прямо с грядки», — пояснил Хамитов.
В следующем году предприниматель ожидает кратного роста сбора урожая. «У нас многолетние растения, которые разгоняются в течение 3-4 лет. Как сельхоз предприятию нам два года, поэтому все впереди», — сказал Хамитов.
В пресс-службе АО «Эссен Продакшн АГ» сообщили, что объемы выпускаемой продукции были незначительно снижены в марте текущего года. «Крупные сетевые ретейлеры не торопились делать закупки, следили за рынком. Сейчас объемы выпускаемом продукции вернулись к докризисной отметке», — пояснили в компании.
В дальнейшем изготовитель не намерен сокращать объемы производств. «Будем выпускать новые вкусы и оптимизировать линейку, проводить ротацию имеющихся позиций», — пояснили в пресс-службе предприятия.
Государственная поддержка
Сооснователь эко-отеля «Гектария» Динара Хамитова отметил, что существует множество федеральных программ, в которых участвует их предприятие. «Есть различные программы по компенсации поливов. Например, «Татмелиорация» предоставляет субсидию порядка 70% – это, конечно, существенная поддержка. Также есть программа, которая компенсирует приобретение теплиц в размере 30-40%. Учитывая поддержку государства, мы – рентабельное предприятие», — сообщил Хамитов.
По словам директора «Ягодной долины» Ильдара Ситдикова, в РТ отсутствует государственная поддержка сельхозпредприятий, которые занимаются выращиванием клубники. Так, на закладку 1 гектара клубники, а также доведения сходного урожая затрачивается порядка 2,5 млн рублей. При этом, государство не компенсирует данные затраты. «К сожалению, в Татарстане не выплачивается ни рубля. Например, в Республике Чувашия выплачивается 1,3 млн рублей за 1 гектар. Их фермеры очень сильно развиваются», — сказал он.
При этом, выращивание садов черной смородины является более рентабельным, поскольку республикой РТ компенсируется 70% затрат. «Выплачивается не более 440 тыс. рублей за гектар. Это является очень хорошей поддержкой для развития данного направления», — считает Ситдиков.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан