Татарстан, 25 ноя 2013, 10:29

В Татарстане качественный дефицит пилотов - эксперты

Крушение «Боинга-737» в казанском аэропорту, по мнению экспертов авиационной отрасли РТ, напрямую связано с кадровым дефицитом летного состава в республике вообще, и в авиакомпании «Татарстан» в частности. Причем, дефицит носит не количественный, а качественный характер. Проект по подготовке пилотов гражданской авиации в республике провалился, но и отучившиеся в других регионах, получившие высокую квалификацию, налетавшие много часов молодые летчики, покидают Татарстан, не видя перед собой перспектив.
Читать в полной версии

Крушение «Боинга-737» в казанском аэропорту, по мнению экспертов авиационной отрасли РТ, напрямую связано с кадровым дефицитом летного состава в республике вообще, и в авиакомпании «Татарстан» в частности. Причем дефицит носит не количественный, а качественный характер.

«Трагедию с «Боингом-737» можно было предотвратить, - говорит РБК-Татарстан проректор КГТУ В.Костин. - Нужно готовить для авиации людей исключительных, не мыслящих себя в другой профессии».

Мнение представителя вуза разделил гендиректор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. По словам эксперта, в Татарстане дефицит кадров скорее качественный, нежели количественный. Талантливые пилоты не видят в родной республике для себя перспектив, утечка квалифицированных кадров из республики велика.

В 2012 году замдиректора по стратегическому развитию авиакомпании «Татарстан» Артур Насрутдинов говорил, что «Татарстану» не хватает порядка 80 пилотов, а к 2015 году нужно найти еще 200. В минувшем году, по словам топ-менеджера, конкуренты «высосали» у национального перевозчика РТ 9 пилотов. После авиакатастрофы в Казани гендиректор авиакомпании Аксан Гиниятуллин, впрочем, заявил, что ее штат полностью укомплектован летчиками - их порядка сотни, и квалификация позволяет доверять управлению воздушными судами.

«Руководство авиакомпании «Татарстан» не смогло сохранить коллектив, это касается и менеджмента, и летного состава. Очень жаль, раньше мы растили пилотов, переучивали их для иностранных самолетов, и получается, что напрасно, - говорит Закаржаев. - Люди – это самое ценное».

Чтобы стать пилотом пассажирского самолета в России в крупной авиакомпании нужно пройти три ступени летного мастерства, каждой из которых соответствует категория «летных прав»: это пилот-любитель, коммерческий пилот и, наконец, линейный пилот. Образование можно получить двумя путями: пройдя каждую ступень или окончив интегрированный курс в летном училище или академии. Таких учреждений в России и СНГ не более десятка. Командир разбившегося «Боинга» Р.Салихов закончил одно из них - Кировоградское высшее летное училище.

Как сообщила РБК-Татарстан заведующая отделением профессионального образования аэрокосмического факультета Южно-Уральского госуниверситета Лариса Шаульская, в летных училищах учебная программа по подготовке пилотов стандартизирована. Она состоит из трех курсов и рассчитана на 2 года 10 месяцев. На первом курсе студенты изучают теорию, а второй половине года – проходят 40-часовую летную практику, становясь, в итоге, пилотами-любителями.

На втором курсе изучают дисциплины, необходимые для квалификации коммерческого пилота, и налетывают 70 часов на однодвигательных самолетах. Третий курс предполагает изучение теории для работы на двухдвигательном самолете и 150 часов летной практики в составе экипажа. Стоимость обучения, по словам, Шаульской около 2 млн рублей, из них около 1,6 млн – на летную практику.

«Наши «дети», когда подходит время, служат в армии – в Челябинской части, осваивая специальность авиатехников и изучая английский язык, необходимый пилотам в будущем, - рассказывает Л.Шаульская, - Окончив III курс и налетав 150 часов, они получают свидетельство пилота двухдвигательного самолета, защищают диплом. А экзамены они едут сдавать в Екатеринбург в центр, который имеет право выдавать сертификаты. Интерес к профессии пилота есть. В июле 2014 года мы выпустим первых 8 наших ребят. Сейчас мы набрали 66 человек».

По словам Шаульской, опытом Южно-Уральского госуниверситета, запустившего программу подготовки пилотов в 2011 году, интересовался Татарстан. Однако, по словам завотделением, в Казани нет условий для обучения курсантов: ни учебного аэродрома, ни авиакомпании-партнера, которая готова обеспечить практику.

Слова Л.Шаульской подтвердил проректор по учебной работе КГТУ им. А.Н.Туполева Владимир Костин. По его словам, в республике пилотов для коммерческих рейсов гражданской авиации не готовят. Ближайшее к Казани летное училище находится в 200 км – в Ульяновске. Два-три года назад планировалось на базе авиационного вуза открыть филиал Ульяновского летного училища, однако проект так долго находился в «подвешенном» состоянии, говорит Костин, что, в итоге, ульяновцы передумали. На стадии переговоров осталось и сотрудничество и с Южно-Уральским госуниверситетом, и с Балтийской летной академией.

Напомним, что самолет «Боинг-737» потерпел крушение в казанском аэропорту 17 ноября в 19.25, при заходе на второй посадочный круг рухнув на летное поле на скорости более 450 км/ч. Погибли все находившиеся на борту 50 человек: 44 пассажира и 6 членов экипажа. Следственный комитет завел и расследует уголовное дело по статье ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил движения и эксплуатации воздушного судна).

20 ноября генпрокурор России Юрий Чайка дал задание надзорному ведомству провести проверку в отношении авиакомпании «Татарстан». В том числе представители генпрокуратуры проверят, законно ли авиационному персоналу авиакомпании выдавали свидетельства.

Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями
Pro
Не только овощи и фрукты: что есть для здоровья сердца
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы