Татарстан, 26 янв 2016, 14:58

Спасти рядового автодилера: участники рынка ждут продолжения господдержки

Банки Татарстана подсчитали итоги 2015 года по автокредитованию. По мнению экспертов РБК-Татарстан, господдержка оказала значительное влияние на авторынок и необходимо ее продолжение.
Читать в полной версии

На фоне падения автомобильного рынка по всей стране «Татфондбанк» отметил увеличение объемов выданных в 2015 году финансовой организацией автокредитов. По данным начальника Управления автокредитования ПАО «Татфондбанк» Радика Хасанова, в 2014 году их было выдано на сумму около 1,05 млрд руб., тогда как в 2015 году – почти 1,17 млрд.

«Всего за 2015 год «Татфондбанком» выдано 2830 автокредитов. Для сравнения, за 2014 год было оформлено 2438 автокредитов. Безусловно, значительное влияние на результаты работы банка в части автокредитования оказала программа государственного субсидирования. В ТФБ доля автокредитов, выданных по данной программе за период с начала ее действия (программа начала 1 апреля 2015 года – РБК-Татарстан), составила 48%. Средняя сумма кредита осталась на том же уровне. Средняя стоимость автомобиля в заявках на автокредиты значительно не изменилась», - отметил Р.Хасанов.

Напомним, по условиям программы льготного автокредитования для физлиц, запущенной Минпромторгом РФ, при внесении заемщиком предоплаты за приобретаемый в кредит автомобиль 2015 года в размере не менее 20% его стоимости ставка по кредиту снижается на субсидируемую государством сумму в размере 2/3 ключевой ставки Центробанка, действующей на дату заключения кредитного договора. Действие программы льготного автокредитования распространялось на легковые и легкие коммерческие автомобили массой до 3,5 тонны и стоимостью не более 1 млн руб., не находившиеся ранее на регистрационном учете. Кредиты выдавались до конца 2015 года на срок до трех лет.

В ВТБ24 же положительной динамики в сфере автокредитования не отметили, хотя признали «однозначное влияние на рынок» программы государственного субсидирования автокредитов.

«Выдачи составили 3953 кредитов на автомобили на сумму 1,7 млрд руб. в 2015 году против 5217 кредитов на 2,1 млрд руб. в 2014 году. Падение составило 25% в штуках и 20% в сумме. Надо отметить, что при этом рынок, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса упал на 35,7% . Средняя сумма автокредита - 432 тыс. руб. в 2015 году против 411 тыс. руб. в 2014 году. Доля выдач по госпрограмме составила 75% в 2015 году, то есть 2952 автомобиля из 3953», - подвел итоги директор центра автокредитования ВТБ24 в Татарстане Илья Пахомов

ПАО "АК БАРС" банк, не называя цифр, подтвердил превышение объемов автокредитования 2015 года над 2014 в связи с запуском государственной программы субсидирования. В финансовой организации заявили, что реализация программы «послужила основным фактором увеличения выдач автокредитов в ушедшем году», отметив, что средняя стоимость автомобилей, приобретаемых в кредит в 2015 году, не изменилась.

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на январь 2016 года, дилерская сеть легковых автомобилей в России охватывает 3776 автоцентров.

Самой крупной из них по-прежнему является дилерская сеть отечественного бренда LADA, которая состоит из 320 дилеров. Второе место в общем зачете и лидерство среди иностранных производителей принадлежит французскому Renault, который представлен в нашей стране 173 дилерами.

Замыкает тройку лидеров корейская марка KIA, которая имеет 166 дилерских центров. В ТОП-10 по объему дилерских сетей также входят УАЗ (165), Hyundai (155), Lifan (152), Nissan (146), Volkswagen (131), Skoda (130) и Mitsubishi (124).

Отметим, что за год больше всего сократились дилерские сети Chevrolet и Opel, которые потеряли 61 и 42 дилеров соответственно. Также за прошедший год на 23 дилера меньше стало у китайской марки Geely.

Все эксперты сошлись во мнении, что падение автомобильного рынка может замедлить далее продолжение программы государственного субсидирования, о котором объявил Минпромторг РФ. По крайней мере, на протяжении первого полугодия 2016 года было решено сохранить льготное кредитование, а также программы лизинга, утилизации и trade-in, действовавшие в 2015 году. На эти цели из бюджета, по словам федерального министра Дениса Мантурова, будет выделено 20 млрд рублей.

«Ожидания от наступившего года не очень высокие. Консолидированный прогноз членов АЕБ на 2016 год - 1,53 млн автомобилей при условии, что не будет существенных изменений в государственной поддержке автомобильного сектора. В таком случае представляется возможным остановить дальнейшее падение рынка на уровне ниже 5% в годовом исчислении. Это было бы некоторым прогрессом в сравнение с драматическим снижением в недавнем прошлом», - прокомментировал решение российского правительства Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса.

Заместитель генерального директора ООО «МБ-Ирбис» Дмитрий Рыков, в том числе и из-за продолжения программ госсубсидирования прогнозирует на рынке дальнейший разрыв сегментов. «Увеличение доли эконом-класса за счет доли среднего ценового сегмента, который неумолимо сокращался в течении года вслед за доходами среднего класса. Но при этом можно ждать устойчивое положение премиального, в том числе за счёт широкого модельного ряда и внутренней сегментации, при которой даже снижение доходности позволяет рассчитывать на приобретение премиального сегмента модели классом ниже. А вот переход из премиума в массовый сегмент - это явление очень редкое, так как целевая группа премиума привыкла к высокому качеству продукта и сервиса. То есть обладатели бизнес-портфелей с крупными премиальными марками автомобилей могут достаточно уверенно смотреть в будущее, при условии соблюдения финансовой дисциплины, аккуратном планировании и отлаженными бизнес-процессами», - говорит Д.Рыков.

Эксперт отметил тенденцию к дальнейшему снижению покупательской способности у населения, которое, по словам представителя автодистрибьютера, озадачено созданием некой "подушки безопасности».

«Но и приобретение автомобиля можно рассматривать как возможность сохранения капитала, в особенности пока рублёвые цены на автомобили не догнали цен курсовой разницы, а это ещё 30-50% к нынешней стоимости авто - этот процесс идёт, и многие производители уже объявили об очередном повышении отпускных цен с января 2016 года», - заметил Рыков.

Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
Люди с высоким уровнем EQ больше зарабатывают. Как его развить
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Honda и Nissan станут одной компанией: зачем это нужно и что будет дальше