Кризис на туррынке: как операторам перестать быть финансовой пирамидой
Игроки татарстанского туристического рынка опасаются, что планируемые на государственном уровне меры по реформированию туристической отрасли уничтожат местных туроператоров, и убеждены, что до конца года можно ждать еще несколько громких банкротств. На прошедшем в РБК-Татарстан круглом столе ““Кризис на туристическом рынке: нужны ли новые правила игры?” эксперты пришли к выводу, что ситуация угрожает и компаниям, и потребителям, но разошлись во мнении, как должно действовать государство. Госкомитет РТ по туризму обещал собрать предложения и направить их в Москву.
“От кризиса пострадало не менее 5 тысяч туристов из Татарстана”
В результате банкротства 14 туроператоров в период с 16 июля по 15 сентября пострадало около 130 тыс. россиян. Сколько из них составляют туристы из Татарстана, доподлинно неизвестно - общей статистики никто не ведет. Очевидно, что больше всего татарстанцев лишилось отдыха после банкротства двух из них. «По нашим прикидкам, от краха «Лабиринта» пострадало где-то около 4 тысяч человек и где-то около тысячи туристов от «Южного креста», - говорит руководитель казанской туристической компании «Стен» Леонид Пресс.
По словам представителей Роспотребнадзора, из общего количества обращений, которые к ним поступают, доля жалоб на нарушение оказания туристической деятельности ничтожно мала: если в год в ведомство поступает около 3 тысяч обращений, то в первом полугодии 2014 года было всего 4 обращения на деятельность туристических агентств. Во втором полугодии ведомству поступило 11 жалоб, и только пять из них касалось «Лабиринта».
«По "Лабиринту" была просьба оказать содействие в возврате потраченных средств - естественно, мы не уполномочены решать этот вопрос. Гражданско-правовые вопросы решаются в судебном порядке. Наверное, можно сделать вывод, что пострадавшие обладают достаточным уровнем грамотности в своих правах и обращаются по адресу», - сказала замруководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ Марина Трофимова.
По словам руководителя туристической фирмы «Спутник-Транс-Сервис-Казань» Евгения Никулина, первые пострадавшие туристы «Лабирина» уже получили страховые возмещения, но они ничтожно малы: в районе 1,5 тыс. рублей в среднем. «Это был для них шок. Стали возникать вопросы: где искать правду. Сейчас в соцсетях создаются группы, куда предлагают вступить за 5 тысяч рублей, после чего юристы будут искать возможности компенсировать затраты, потери клиентов», - констатирует он.
Представляющий казанскую адвокатскую коллегию Sergis Эльдар Закиров заявил, что в его адвокатской практике подобных случаев еще не было, но он слышал о них от своих коллег. Юрист посоветовал туристам не только детально изучать договора с турагентством или оператором, но и оформлять индивидуальную страховку, предусматривающую выплаты и компенсации в случае невыезда или отказа в оказании услуг со стороны отеля. Впрочем, по его словам, унифицированной формы страхования от невыполнения туроператором своих обязанностей пока не существует.
“Почти все агентства работают между черной и серой схемами”
Туристический бизнес очень непрозрачный, “понять ценообразование - кто кому заплатил и через какое юрлицо, отследить практически невозможно”, констатировал директор по продажам казанского туристического агентства «Салават тур» Рустем Тарзиманов. "Современный туроператор в России - это организация, которая собирает разных поставщиков и объединяет в один турпродукт. Таких поставщиков в одном туре может быть 3-4-5-6. Никогда вы не посчитаете ни у одного оператора объем, потому что они будут между своими "щупальцами" его перемещать», - утверждает он.
Непрозрачность, по словам директора филиала «ВТБ Страхование» в Казани Марата Сафина, приводит к серьезному недострахованию туроператоров. Крупные компании страхуются, например, всего на 30 млн рублей, а для них это капля в море.
Вся проблема в том, говорит Леонид Пресс, что отрасль совершенно не контролировалась государством: каждый оператор страховал на ту сумму, по которой он хотел страховать. Так, «Лабиринт» был застрахован на 30 млн рублей, а его убытки составили 2 млрд рублей. «Лабиринт», говорит он, достаточно маленькая компания, но по той же схеме работает вся туристическая отрасль: большинство операторов застрахованы на сумму гораздо меньше денежных объемов, которые через них проходят. “Если будут проблемы с туроператорами, которые входят в первую пятерку, там, конечно, будет другой масштаб. А проблемы такие будут стопроцентно, важно только понять, когда”, - прогнозирует Пресс.
Рустем Тарзиманов говорит, что 90% туристических агентств работает “между черной и серой схемами”: начиная от зарплат и заканчивая оплатами поездок. «Как должно быть: принес клиент деньги тебе, ты перечислил их туроператору. Что происходит сейчас: туристическое агентство принимает деньги, дает какую-то бумажку, например, приходно-кассовый ордер или товарный чек, и идет оплачивать эти деньги либо через терминал, либо наличными в кассу туроператора. Вот эту разницу, которая является комиссией, они кладут себе в карман, не платя никакие налоги», - говорит он.
“Татарстанских операторов выдавливают с рынка”
Ведущий советник госкомитета по туризму РТ Елена Шишлянникова напомнила, что текст проекта поправок к закону «Об основах туристской деятельности в РФ» представили к общественному обсуждению 16 сентября. Поправки предполагают, что минимальная фингарантия для компаний, работающих в сфере выездного туризма, составит 50 млн руб. для каждой. Кроме того, законопроект предусматривает введение фингарантий для турагентств в размере 500 тыс. руб. и административную ответственность за неоказание услуг.
Среди главных новаций, напомнила Елена Шишлянникова, будет создание реестра турагентств. Сейчас, по ее словам, деятельность десятков тысяч торговцев путевками никак не регулируется: ни сертификацией, ни фингарантиями. Любой человек с улицы, по ее словам, может открыть турагентство и начать брать с людей деньги. Отныне, прогнозирует она, такие предприниматели будут нести ответственность, поэтому их количество уменьшится, рынок "очистится и оздоровится".
Участники круглого стола сошлись на том, что без ужесточения госрегулирования и принятия системных мер не обойтись. «Я как представитель страхового сообщества считаю, что когда счет пострадавших идет за сотни тысяч, то безусловно, государство должно вмешаться и принять какие-то меры по недопущению такой ситуации», - сказал Марат Сафин. Он поддерживает идею о введении агентского договора, после которого, по его мнению, страховщики пойдут туроператорам навстречу, так как смогут просматривать балансы компаний и видеть страховые риски.
Поправки в закон о туристской деятельности рассматриваются с учетом интересов крупного бизнеса, который работает в Москве, считают участники туристического рынка Татарстана. Минусом они называют то, что поправки не предполагают разделения туроператоров на крупный и малый бизнес. От этого прежде всего пострадают региональные "малыши". «Например, у нас годовой объем продаж 20 млн рублей , но при этом мы заплатим фингарантию 30 млн. Это же нонсенс», - возмущается Леонид Пресс. У “Пегаса” же, к примеру, при той же сумме фингарантий продажи составляют 20 млн. рублей ежедневно.
«Я вам как специалист в этой области могу сказать: посмотрите в регионы, где остались крупные местные туроператоры – их нет. Везде оперирует только московский капитал», - соглашается с ним Евгений Никулин. Местный бизнес должен жить, считает он, и для них страховые выплаты должны быть иными.
Согласно реестру туроператоров, в Татарстане выездным туризмом занимается девять местных компаний. Трое из них работают с «халяльными турами»: «Идель тревел», «ТДМ» и «Халяль туризм», пять организует индивидуальные туры по всему миру: «Стен», «Легенда», «Лидер-Казань», «Скайленд» и «Персона грата».
Участники дискуссии сошлись на том, что есть смысл страховать каждую путевку отдельно, а не туроператора в целом. Тогда каждый клиент сможет пойти в страховую фирму и получить свое возмещение, считает Тарзиманов. Он также считает, что авиакомпаниям нужно запретить продавать туроператорам авиабилеты или чартеры в долг. «Почти все банкротства начались с того, что авиакомпания сказала: все, хватит, мы больше вас не можем кредитовать, и после этого происходил крах», - говорит он.
«От республики мы еще будем вносить свои коррективы, изменения, поэтому если у вас есть какие-то предложения, присылайте их нам, и мы их вышлем в Москву», - заключила Елена Шишлянникова.
“Ждем новых банкротств до конца года”
Участники круглого стола опасаются, что банкротство турфирмы "Южный крест" - далеко не последнее. «Все крупные туроператоры - это финансовые пирамиды. В последние годы они стремятся захватить рынок и работают в убыток. Убытки можно компенсировать двумя способами: или прибылью, которой все равно нет, или кредитами. Прибыли нет, объемы падают, да еще в связи с санкциями банки не выдают кредиты. Все сложилось в одно: здесь не обойтись без банкротств», - говорит Леонид Пресс. По его словам, ходят слухи о скором банкротстве нескольких туроператоров, но никто их называть не будет, "чтобы не подтолкнуть к пропасти".
«Любой кризис - это чистка рынка. Происходит чистка как турагентской деятельности, так и туроператоров. Маловероятно, что завтра игроки рынка скажут: все, очень тяжело работать, мы закрываемся, уходим. У кого-то активы очень серьезные, авиакомпании у некоторых есть свои. Да, будет укрупнение бизнеса, рынок очистится, но люди ездили отдыхать и будут», - говорит Тарзиманов.
Гульназ Шарафутдинова, Евгений Антонов