Татарстан, 26 сен 2014, 10:43

Кризис на туррынке: как операторам перестать быть финансовой пирамидой

Игроки татарстанского туристического рынка опасаются, что планируемые на государственном уровне меры по реформированию туристической отрасли уничтожат местных туроператоров, и убеждены, что до конца года можно ждать еще несколько громких банкротств. На прошедшем в РБК-Татарстан круглом столе ““Кризис на туристическом рынке: нужны ли новые правила игры?” эксперты пришли к выводу, что ситуация угрожает и компаниям, и потребителям, но разошлись во мнении, как в этой ситуации должно действовать государство. Госкомитет РТ по туризму обещал собрать предложения и направить их в Москву.
Читать в полной версии

Игроки татарстанского туристического рынка опасаются, что планируемые на государственном уровне меры по реформированию туристической отрасли уничтожат местных туроператоров, и убеждены, что до конца года можно ждать еще несколько громких банкротств. На прошедшем в РБК-Татарстан круглом столе ““Кризис на туристическом рынке: нужны ли новые правила игры?” эксперты пришли к выводу, что ситуация угрожает и компаниям, и потребителям, но разошлись во мнении, как должно действовать государство. Госкомитет РТ по туризму обещал собрать предложения и направить их в Москву.

“От кризиса пострадало не менее 5 тысяч туристов из Татарстана”

В результате банкротства 14 туроператоров в период с 16 июля по 15 сентября пострадало около 130 тыс. россиян. Сколько из них составляют туристы из Татарстана, доподлинно неизвестно - общей статистики никто не ведет. Очевидно, что больше всего татарстанцев лишилось отдыха после банкротства двух из них. «По нашим прикидкам, от краха «Лабиринта» пострадало где-то около 4 тысяч человек и где-то около тысячи туристов от «Южного креста», - говорит руководитель казанской туристической компании «Стен» Леонид Пресс.

По словам представителей Роспотребнадзора,  из общего количества обращений, которые к ним поступают, доля жалоб на нарушение оказания туристической деятельности ничтожно мала: если в год в ведомство поступает около 3 тысяч обращений, то в первом полугодии 2014 года было всего 4 обращения на деятельность туристических агентств. Во втором полугодии ведомству поступило 11 жалоб, и только пять из них касалось «Лабиринта».  

«По "Лабиринту" была просьба оказать содействие в возврате потраченных средств - естественно, мы не уполномочены решать этот вопрос. Гражданско-правовые вопросы решаются в судебном порядке. Наверное, можно сделать вывод, что пострадавшие обладают достаточным уровнем грамотности в своих правах и обращаются по адресу», - сказала замруководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ Марина Трофимова.

Марина Трофимова (Роспотребнадзор)

По словам руководителя туристической фирмы «Спутник-Транс-Сервис-Казань» Евгения Никулина, первые пострадавшие туристы «Лабирина» уже получили страховые возмещения, но они ничтожно малы: в районе 1,5 тыс. рублей в среднем. «Это был для них шок. Стали возникать вопросы: где искать правду. Сейчас в соцсетях создаются группы, куда предлагают вступить за 5 тысяч рублей, после чего юристы будут искать возможности компенсировать затраты, потери клиентов», - констатирует он.

Представляющий казанскую адвокатскую коллегию Sergis Эльдар Закиров заявил, что в его адвокатской практике подобных случаев еще не было, но он слышал о них от своих коллег. Юрист посоветовал туристам не только детально изучать договора с турагентством или оператором, но и оформлять индивидуальную страховку, предусматривающую выплаты и компенсации в случае невыезда или отказа в оказании услуг со стороны отеля. Впрочем, по его словам, унифицированной формы страхования от невыполнения туроператором своих обязанностей пока не существует.

Эльдар Закиров (Sergis)

“Почти все агентства работают между черной и серой схемами”

Туристический бизнес очень непрозрачный, “понять ценообразование - кто кому заплатил и через какое юрлицо, отследить практически невозможно”, констатировал директор по продажам казанского туристического агентства «Салават тур» Рустем Тарзиманов. "Современный туроператор в России - это организация, которая собирает разных поставщиков и объединяет в один турпродукт. Таких поставщиков в одном туре может быть 3-4-5-6. Никогда вы не посчитаете ни у одного оператора объем, потому что они будут между своими "щупальцами" его перемещать», - утверждает он.

Непрозрачность, по словам директора филиала «ВТБ Страхование» в Казани Марата Сафина, приводит к серьезному недострахованию туроператоров. Крупные компании страхуются, например, всего на 30 млн рублей, а для них это капля в море.

Вся проблема в том, говорит Леонид Пресс, что отрасль совершенно не контролировалась государством: каждый оператор страховал на ту сумму, по которой он хотел страховать. Так, «Лабиринт» был застрахован на 30 млн рублей, а его убытки составили 2 млрд рублей. «Лабиринт», говорит он, достаточно маленькая компания, но по той же схеме работает вся туристическая отрасль: большинство операторов застрахованы на сумму гораздо меньше денежных объемов, которые через них проходят. “Если будут проблемы с туроператорами, которые входят в первую пятерку, там, конечно, будет другой масштаб. А проблемы такие будут стопроцентно, важно только понять, когда”, - прогнозирует Пресс.

Рустем Тарзиманов (Салават тур), Леонид Пресс (Стен), Евгений Никулин(Спутник-Транс-Сервис-Казань)

Рустем Тарзиманов говорит, что 90% туристических агентств работает “между черной и серой схемами”: начиная от зарплат и заканчивая оплатами поездок. «Как должно быть: принес клиент деньги тебе, ты перечислил их туроператору. Что происходит сейчас: туристическое агентство принимает деньги, дает какую-то бумажку, например, приходно-кассовый ордер или товарный чек, и идет оплачивать эти деньги либо через терминал, либо наличными в кассу туроператора. Вот эту разницу, которая является комиссией, они кладут себе в карман, не платя никакие налоги», - говорит он.

“Татарстанских операторов выдавливают с рынка”

Ведущий советник госкомитета по туризму РТ Елена Шишлянникова напомнила, что текст проекта поправок к закону «Об основах туристской деятельности в РФ» представили к общественному обсуждению 16 сентября. Поправки предполагают, что минимальная фингарантия для компаний, работающих в сфере выездного туризма, составит 50 млн руб. для каждой. Кроме того, законопроект предусматривает введение фингарантий для турагентств в размере 500 тыс. руб. и административную ответственность за неоказание услуг.

Елена Шишлянникова (Госкомитет по туризму РТ)

Среди главных новаций, напомнила Елена Шишлянникова, будет создание реестра турагентств. Сейчас, по ее словам, деятельность десятков тысяч торговцев путевками никак не регулируется: ни сертификацией, ни фингарантиями. Любой человек с улицы, по ее словам, может открыть турагентство и начать брать с людей деньги. Отныне, прогнозирует она, такие предприниматели будут нести ответственность, поэтому их количество уменьшится, рынок "очистится и оздоровится".  

Участники круглого стола сошлись на том, что без ужесточения госрегулирования и принятия системных мер не обойтись. «Я как представитель страхового сообщества считаю, что когда счет пострадавших идет за сотни тысяч, то безусловно, государство должно вмешаться и принять какие-то меры по недопущению такой ситуации», - сказал Марат Сафин. Он поддерживает идею о введении агентского договора, после которого, по его мнению, страховщики пойдут туроператорам навстречу, так как смогут просматривать балансы компаний и видеть страховые риски.

Марат Сафин (ВТБ Страхование)

Поправки в закон о туристской деятельности рассматриваются с учетом интересов крупного бизнеса, который работает в Москве, считают участники туристического рынка Татарстана. Минусом они называют то, что поправки не предполагают разделения туроператоров на крупный и малый бизнес. От этого прежде всего пострадают региональные "малыши". «Например, у нас годовой объем продаж 20 млн рублей , но при этом мы заплатим фингарантию 30 млн. Это же нонсенс», - возмущается Леонид Пресс. У “Пегаса” же, к примеру, при той же сумме фингарантий продажи составляют 20 млн. рублей ежедневно.

«Я вам как специалист в этой области могу сказать: посмотрите в регионы, где остались крупные местные туроператоры – их нет. Везде оперирует только московский капитал», - соглашается с ним Евгений Никулин. Местный бизнес должен жить, считает он, и для них страховые выплаты должны быть иными.

Согласно реестру туроператоров, в Татарстане выездным туризмом занимается девять местных компаний. Трое из них работают с «халяльными турами»: «Идель тревел», «ТДМ» и «Халяль туризм», пять организует индивидуальные туры по всему миру: «Стен», «Легенда», «Лидер-Казань», «Скайленд» и «Персона грата».  

Ильдус Янышев (Казгордума), Дина Цыганова (Транс Аэро)

Участники дискуссии сошлись на том, что есть смысл страховать каждую путевку отдельно, а не туроператора в целом. Тогда каждый клиент сможет пойти в страховую фирму и получить свое возмещение, считает Тарзиманов. Он также считает, что авиакомпаниям нужно запретить продавать туроператорам авиабилеты или чартеры в долг. «Почти все банкротства начались с того, что авиакомпания сказала: все, хватит, мы больше вас не можем кредитовать, и после этого происходил крах», - говорит он. 

«От республики мы еще будем вносить свои коррективы, изменения, поэтому если у вас есть какие-то предложения, присылайте их нам, и мы их вышлем в Москву», - заключила Елена Шишлянникова.

“Ждем новых банкротств до конца года” 

Участники круглого стола опасаются, что банкротство турфирмы "Южный крест" - далеко не последнее. «Все крупные туроператоры - это финансовые пирамиды. В последние годы они стремятся захватить рынок и работают в убыток. Убытки можно компенсировать двумя способами: или прибылью, которой все равно нет, или кредитами. Прибыли нет, объемы падают, да еще в связи с санкциями банки не выдают кредиты. Все сложилось в одно: здесь не обойтись без банкротств», - говорит Леонид Пресс. По его словам, ходят слухи о скором банкротстве нескольких туроператоров, но никто их называть не будет, "чтобы не подтолкнуть к пропасти".

Леонид Пресс, Евгений Никулин, Елена Шишлянникова

«Любой кризис - это чистка рынка. Происходит чистка как турагентской деятельности, так и туроператоров. Маловероятно, что завтра игроки рынка скажут: все, очень тяжело работать, мы закрываемся, уходим. У кого-то активы очень серьезные, авиакомпании у некоторых есть свои. Да, будет укрупнение бизнеса, рынок очистится, но люди ездили отдыхать и будут», - говорит Тарзиманов.

Гульназ Шарафутдинова, Евгений Антонов

Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах