Татарстан, 26 сен 2023, 10:33

В Казани анонсировали новые законодательные меры противодействия дронам

В России зарегистрировано порядка 100 тыс. летательных дронов. В Казани представители власти и бизнеса отметили, что необходимо менять законодательную базу для эффективной защиты от беспилотников
Читать в полной версии

На форуме Kazan Digital Week 21 сентября руководитель проектов ООО «НТТ» Артем Путренков сообщил, что в Казани внедряется система защиты воздушного пространства от беспилотников. Замруководителя  Росавиации Андрей Добряков сообщил на конференции в Казани, что в России на учете сейчас состоит порядка 100 тыс. дронов. 

«Это колоссальное количество. Еще примерно столько же или больше на сером рынке, неучтенных. Проблема по регуляции беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) очень серьезная, это очень живой организм. И мы ждем от сообщества идей дальнейшего развития. Я уверен, мы найдем взвешенное решение», — заявил он.

На данный момент, отмечают эксперты отрасли, законодательно не установлены правила сертификации антидроновых установок, при их установке на гражданских объектах возникают конфликты с другим оборудованием, которые могут привести к катастрофам. Аналогичные последствия может иметь установка системы противодействия летательным дронам, действующей не в комплексе с пилотируемой авиацией.

«Мы сейчас идем к тому, что, действительно, необходимо разделение и выстраивание каких-то «красных линий» и систем, которые позволят работать с беспилотной авиацией. Но как бы не навредить пилотируемой авиации. Конечно, в первую очередь, хочется все запретить. Но мы не можем это сделать», — отметил Добряков.

По словам Добрякова, в России за последнее время ведется активная работа по созданию законов в сфере БПЛА. Однако создавать отдельную категорию в законах для беспилотников власти не готовы.

«Мы готовы рассматривать любые предложения. Но в настоящий момент однозначного ответа нет. Потому что сообщества беспилотной авиации – это совершенно новая сфера. А пилотируемая авиация существовала уже давно. И написать что-то новое только для беспилотной авиации, забыв про пилотируемую авиацию, на мой взгляд, не совсем верно», — считает Добряков.

Добряков подчеркнул, что в сентябре текущего года стартовал нацпроект развития отрасли по беспилотным летательным аппаратам. Также регулярно вносятся изменения в нормативные акты.

«С 2024 года вступит в силу новый закон, с 1 сентября идет либерализация в отношении российской беспилотной авиационной системы (тяжелый БПЛА вертолетного типа БАС-200). Есть вопросы, которые необходимо дальше развивать, предлагать сообществу новые инструменты взаимодействия. Но тотально все запретить нельзя. Сегодня у нас нет возможности из группы БПЛА выборочно посадить нарушителя, а остальные не затронуть», — подчеркнул Добряков.

Директор направления по сопровождению проектов по промышленной безопасности АО «Лаборатория Касперского» Андрей Бондюгин отметил, что в сфере регуляции систем для защиты от БПЛА происходят положительные изменения.

«Вышел 404 федеральный закон, позволяющий использовать средства противодействия силовым структурам. Вышли поправки в закон о ведомственной охране, где также были даны соответствующие полномочия. Вышли поправки в закон о частной охранной деятельности – прошла либерализация», — отметил Бондюгин.

Руководитель направления «Антидрон» ООО ПСЦ Электроника Константин Янович рассказал, что пока для взаимодействия в вопросе защиты от летательных дронов нефтехимического предприятия пришлось заключать отдельный договор с ведомственной охраной. Такое решение было принято после консультации с региональным правительством.

«Сейчас происходит такой процесс: мы как интегратор сдаем систему, они ее вводят в эксплуатацию и передают ведомственной охране по отдельному договору. Ситуативно это правильное решение», — сказал Янович.

Бондюгин считает, что назрел вопрос о разделении понятий пилотного и беспилотного воздушного транспорта на законодательном уровне. Необходимо формализовать требования к системам обнаружения и противодействия беспилотникам, которые устанавливаются на объектах авиационного транспорта – в аэропортах или в местах, где есть гражданские воздушные пилотируемые суда. С этим вопросом компания сталкивается при установке систем защиты от беспилотников на объектах транспорта .

«Отсутствует система сертификации оборудования противодействия БПЛА, на сегодня в законодательстве нет установленных нормативов и требований», — рассказал Бондюгин.

Порой оборудование аэропортов несовместимо с оборудованием для противодействия беспилотникам, подчеркнул представитель АО «Лаборатория Касперского».

«На этом стыке мы сейчас пытаемся выработать стратегию, как же действовать. На перспективу, конечно, должны быть документы – нормативная документация, которую мы сейчас прорабатываем», — заключил Добряков.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Pro
Здесь заискивает, там кричит: как руководители теряют авторитет в команде
Pro
У вас есть ₽1,5–2 млн на открытие дела. Как выбрать «ту самую» франшизу
Pro
«Критическая точка». Почему Европе угрожает долговой кризис
Pro
К черту амбиции: почему зумеры отказываются от повышений — Fast Company
Pro
Апгрейд человечества: на что способна генная терапия
Pro
Кто выживет на маркетплейсах в 2024 году и что на них лучше продается
Pro
«Заражение эмоциями»: почему быть добрым выгодно — Fast Company
Pro
Цифровая «ачивка» лучше кэшбека на карте: как повышать лояльность зумеров