В Казани поговорили о перспективах перевода автомобилей на сжиженный газ
Глава комитета по энергетике Госдумы РФ Павел Завальный заявил, выступая на выездном заседании в Казани, что перевод техники на газ является эффективным методом борьбы с контрафактным топливом, а также решает экологические проблемы в крупных городах страны. Газомоторное уже давно может и должно составить конкуренцию другим видам топлива на российском рынке, заявил он, особенно в части заправки общественного, коммерческого и большегрузного транспорта. Потенциально это может высвободить порядка 10 млн тонн нефтепродуктов. Газомоторное топливо может занять около 15% рынка, заявил депутат, это задача на ближайшие 10 лет.
«В условиях роста стоимости бензина и дизельного топлива такая мера является экономически и экологически оправданной», - считает П.Завальный.
Однако сейчас Россия потребляет только 390 млн кубометров газомоторного топлива в год. Действует всего 250 заправочных станций, насчитывается порядка 150 тысяч газобалонных автомобилей. РФ находится на 16-ом месте по использованию природного газа в качестве топлива. В тройку лидеров по использованию метана в качестве топлива входят Иран, Таиланд и Пакистан, стремительно растет в этом направлении Китай. Общее потребление газа за последние годы в мире достигло 37 млрд кубометров в год, мировой парк газомоторного транспорта насчитывает 20 млн единиц, из них 60% приходится на страны Азии, 30% - на Южную Америку. Эксперты, по словам Завального, с 2015 года прогнозируют увеличение парка до 50 млн единиц.
Среди регионов Российской Федерации, по словам Павла Завального, наибольших успехов в деле перевода автопарка на газ добился Татарстан. Республика, заявил он, может стать «прообразом в развитии и применении газомоторного топлива для регионов страны». Заместитель директора департамента переработки нефти и газа министерства энергетики РФ Максим Лобанов сообщил, что до конца 2015 года регионы должны были разработать программы по развитию рынка газомоторной инфраструктуры, 29 субъектов, в том числе и РТ, их подготовили.
Согласно представленным представителями минэнерго данным, в Татарстане насчитывается 9,6 тыс.транспортных средств, использующих газомоторное топливо. Вице-премьер РТ Шамиль Гафаров сообщил, что в 2013 году, когда стартовала программа развития газомоторной инфраструктуры, республика потребляла 4,5 млн кубометров газомоторного топлива в год. По итогам 2015 года, этот показатель составит 16-17 млн м3. В 2013 году было введено 130 новых объектов газозаправочной инфраструктуры. В 2015 году ввели 4 объекта, что составило 79% от плана. Из выделенных на год 537,4 млн рублей на возведение таких инфраструктурных объектов в РТ освоили 218,5 млн рублей. Всего по стране за год планируется около 25 новых и реконструированных объектов газозаправочной инфраструктуры.
«Хотелось бы отметить, что те темпы, которых мы ожидали, наверное, не совсем соответствуют <действительности>. Но здесь есть ряд обстоятельств, в том числе и экономического характера», - заметил Максим Лобанов.
Всего на развитие газозаправочной инфраструктуры до 2020 года, по данным минэнерго, направят свыше 45,7 млрд рублей, из которых около 1,4 млрд выделят бюджеты регионов, остальное составят средства внебюджетных источников. На увеличение парка техники на газу запланировано более 97,9 млрд рублей, из которых чуть более 16 млрд выделит бюджет РФ, региональные бюджеты – 30,8 миллиардов, остальное – из внебюджета. Объем инвестиций на развитие рынка газомоторного топлива до 2020 года в стране составит порядка 143,7 млрд рублей, из которых 45,7 млрд выделит государственная казна, оставшиеся средства запланированы из внебюджетных источников. К 2020 году переход на газомоторную технику, заявил М.Лобанов, позволит хозяйствующим субъектам РФ сократить затраты на топливо на 16,7 млрд рублей. Программа позволит создать в стране за 5 лет более 3,4 тысяч рабочих мест, в том числе 930 из них в Татарстане.
«Несмотря на планы субъектов и по обновлению парков, и по строительству инфраструктуры, экономический уровень загрузки этой инфраструктуры будет не совсем обеспечен», - заявил М.Лобанов. В Татарстане на одну заправку приходится 73 автомобиля, тогда как экономически обоснованный уровень загрузки это 200-300 автомобилей. Такими показателями могут похвастаться, по данным минэнерго, только 4 субъекта федерации: Чувашская республика, Ханты-Мансийский автономный округ, Кабардино-Балкария и Оренбургская область. Лидирует Чувашия, где на одну заправку приходится более 460 автомобилей на газу. М.Лобанов констатировал, что большая часть регионов слишком медленно обновляют свой парк газомоторными машинами, примерно на 1-2% в год.
М.Лобанов предложил увеличить субсидии на приобретение газомоторной техники, так как из-за скачка курсов валют ее стоимость выросла на 17-43%. Перечень субсидируемой техники он предложил расширить легковыми автомобилями. Татарстанский вице-премьер Ш.Гафаров добавил, что было бы неплохо принять программу по стимулированию физических лиц покупать газомоторную технику.
Представитель минэнерго РФ обратился к депутатам Госдумы РФ с просьбой поддержать законопроект об исключении газозаправочных станций из категории опасных производственных объектов. По его мнению, это позволит активизировать реализацию программы. «Это важный законопроект. Он, в частности, позволит размещать газозаправки на заправочных станциях с жидким моторным топливом», - сказал представитель министерства энергетики России. Кроме того, станции по заправке газомоторным топливом можно будет располагать в черте города.
Депутат Госдумы РФ Альфия Когогина утверждает, что сейчас законопроект о внесении поправок в закон «О промышленной безопасности» нуждается в доработках. Однако депутаты сталкиваются с трудностями в работе с министерством энергетики РФ. Например, нет требований к эксплуатантам газозаправочных станций соблюдать требования безопасности, как будут контролировать этот вопрос, не предусматривается ответственность за нарушения и так далее. По ее словам, необходимо в ближайшее время провести совещание у советника президента РФ с участием представителей министерства энергетики РФ, ООО «Газпром газомоторное топливо» и других. Альфия Гумаровна выразила надежду, что выездное заседание комитета Думы по энергетике, которое прошло в Казани, позволит решить все вопросы и подготовить проект нормативного акта ко II чтению.
Напомним, что «дорожную карту» по реализации проекта развития газомоторной инфраструктуры на основе сжиженного природного газа (СПГ) в Татарстане утвердили в феврале 2015 года. Предполагается, что Татарстан станет первым регионом, в котором ООО «Газпром газомоторное топливо» создаст инфраструктуру для производства и реализации СПГ в качестве моторного топлива. В перспективе построенная в республике газомоторная инфраструктура должна стать «основой для международных газомоторных коридоров, связывающих Европу и Азию».
По прогнозам, к 2030 году сжиженный природный газ в качестве моторного топлива в Татарстане будет использовать более 16 тыс. единиц техники, а ежегодное потребление СПГ составит 197 тыс. тонн.