Палка в колеса ВСМ: в Татарстане не нашлось археологов для "проекта века"
Научный сотрудник Института археологии Российской академии наук Ольга Зеленцова пояснила, что назначенный на 8 октября аукцион не состоялся из-за «организационной накладки». Согласно документам на сайте госзакупок РФ, его перенесли на 2 ноября из-за отсутствия заявок на конкурс. У татарстанских организаций, которые хотели принять участие в тендере на 800 тысяч рублей, не оказалось необходимых документов. Точнее их не успели оформить. Звонки из республики, в том числе из Академии наук РТ, по ее словам, были.
«Просто не успели документы. У организаций не оказалось регистрации на определенных площадках», - пояснила О.Зеленцова. Частные организации, предположила она, не выказали интереса к конкурсу, потому что тягаться, например, с той же Академией наук РТ смысла нет, так как та располагает внушительными ресурсами и научным архивом для проведения исследований.
В Татарстане и других регионах РФ на территории, где пройдет ВСМ, сообщила О.Зеленцова нужно провести обследование на предмет наличия или отсутствия объектов археологического наследия. Археологам нужно будет провести пеший обход территории, шурфовочные работы, топографическую съемку и так далее.
«По закону, прежде чем начать какие-либо строительные работы, нужно выяснить, есть ли там какие-либо археологические памятники. Если нет, то все в порядке, можно работать. Если есть, то сначала нужно будет провести мероприятия по сохранению этих памятников», - рассказала представитель института археологии РАН.
В случае, если архитектурные памятники таки будут обнаружены, то ученым нужно будет определить границы территорий объектов археологического наследия, а также выявить степень воздействия проектируемой трассы на них.
Ольга Зеленцова выразила надежду, что назначенные на 2 ноября 2015 года торги на сей раз состоятся. Времени на проведение археологических изысканий остается немного – наступает зима и начинает ложиться снег. «Мы, конечно, подстраховались, у нас есть открытые листы и, если что, мы сможем сделать все сами. Но хотелось бы привлечь местных археологов, которые свою территорию знают лучше», - сказала научный сотрудник.
Отметим, что, согласно тексту конкурсной документации, археологические изыскания должны быть выполнены до 15 ноября 2015 года. Археологическую разведку нужно провести в коридоре проектируемой ВСМ-2, протяженность которого составляет 45 км, ширина отвода - 100 метров.
Директор Института археологии Академии наук РТ Айрат Ситдиков сообщил РБК-Татарстан, что возглавляемая им научная организация примет участие в тендере. Соответствующая заявка на конкурс уже подготовлена. Однако фронт работ, которые предстоят в Зеленодольском районе РТ, по его словам, предстоит весьма скромный. «Территория Татарстана, по которой пройдет ВСМ, не насыщена памятниками археологии. В других регионах, да, там много памятников, но там работают местные археологи», - рассказал Айрат Ситдиков. Помимо Татарстана, изыскания должны пройти на территории Чувашии и Марий Эл, стоимость контрактов составляет 1,8 и 1,1 миллионов рублей.
Напомним, что 27 октября 2015 года появилась информация со ссылкой на вице-президента РЖД Александра Мишарина о том, что на проектирование ВСМ «Москва-Казань» в бюджете России на будущий год заложат 5 млрд рублей. Ранее он заявлял, что «Скоростным магистралям» в 2015 году достаточно 4 млрд рублей для расчетов с проектировщиками ВСМ Москва-Казань. По его словам, финансирование идет по графику.
Договор на проектирование ВСМ Москва-Казань подписан ОАО "Скоростные магистрали" и консорциумом проектировщиков при участии ОАО "Мосгипротранс", ОАО "Нижегородметропроект" и China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd в рамках Петербургского международного экономического форума в июне 2015 года.
Инженерные изыскания по всему участку Москва – Казань возьмут на себя российские участники консорциума. Привлечение китайской стороны планируется в качестве консультантов для сопровождения изыскательских работ.
Как сообщалось, стоимость строительства ВСМ-2 оценивается в 1,068 трлн руб. Протяженность магистрали составит 770 км. ВСМ пройдет по территории 7 субъектов России и будет иметь 15 остановок: 5 в крупных городах (Москва, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань) и 10 региональных. Расчетная скорость поездов на магистрали составит 400 км/ч.
Начало строительства ВСМ запланировано на осень-зиму 2016 года. Запуск в эксплуатацию намечен на 2020 год.