Прогноз тревожный: как повышение ставки НДС повлияет на бизнес Татарстана
Раис Татарстана Рустам Минниханов поручил правительству республики оценить, как изменения в налоговом законодательстве, вступающие в силу с 2026 года, отразятся на экономике РТ. Ключевыми нововведениями, на которые, по его словам, нужно обратить внимание, являются рост ставки по налогу на добавленную стоимость до 22% и снижение порога для упрощенной системы налогообложения с 60 млн руб. до 10 млн.
«Правительству необходимо оценить влияние изменений налогового законодательства на экономику республики», — сказал Минниханов.
Доцент кафедры общего и проектного менеджмента Финансового университета при правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук Ирина Разинкина в беседе с РБК Татарстан высказала мнение, что период адаптации к новым налоговым реалиям может продлиться 3-6 месяцев, в течение которых она прогнозировала снижение деловой активности.
Рост нагрузки
В итоге, по ее словам, нагрузка в связи с повышением НДС ляжет на конечного потребителя через рост цен. Следствием этого будет снижение покупательской активности.
«Снижение порога является значительным. Помимо финансовой нагрузки и последствий, связанных с необходимостью повышать цены на свою продукцию, малым предприятиям придется менять систему ценообразования и бухгалтерского учета. Упрощенная система перестает быть простой», — сказала эксперт.
Доцент кафедры общего и проектного менеджмента Финансового университета при правительстве РФ Раил Хуссамов считает, что налоговые изменения могут иметь двойственный характер. С одной стороны, повышение ставки НДС способно оказать умеренное влияние на динамику цен на товары и услуги, при этом эффект может проявиться постепенно. С другой стороны, налог на добавленную стоимость является одним из системообразующих, и его администрирование не требует дополнительных затрат и усилий со стороны налоговых органов.
«По моему мнению, предлагаемые изменения в упрощенной системе налогообложения могут затронуть более половины субъектов МСП», — сказал эксперт.
Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая отметила в беседе с РБК Татарстан, что НДС – это косвенный налог, который взимается с добавленной стоимости на каждом этапе реализации товаров и услуг. Повышение ставки по нему отразится на бизнесе неизбежным увеличением издержек, которое будет переложено в конечную цену продукта для покупателя – полностью или частично, в зависимости от эластичности спроса.
Кроме того, для предприятий, по словам Беленькой, это может создать дополнительную потребность в оборотных средствах, дефицит которых и так отмечается многими предприятиями как ограничение производственной деятельности. С другой стороны, повышение цен снижает покупательную способность потребителей, в результате, они будут экономить, выбирая из необходимых товаров более дешевые и, возможно, откладывать приобретение товаров длительного спроса или необязательного потребления. Из-за более слабого спроса и ухудшения финансового положения предприятия могут откладывать инвестиции.
«Таким образом, повышение НДС может одновременно привести к повышению инфляции и к замедлению роста экономики», — сказала Беленькая.
Партнер консалтинговой компании Stream Сергей Матюшенков высказал мнение, что изменения в налоговом законодательстве приведут к тому, что компании начнут использовать теневые схемы для уклонения от уплаты налогов.
«Есть взаимосвязь между налоговой нагрузкой на бизнес и тем, сколько бизнес и люди готовы платить. Мне кажется, мы подходим к той черте, когда даже те, кто хотят платить, могут передумать. Я считаю, что рост ухода в тень однозначно будет в малом и среднем бизнесе. Но это до определенного момента – если налоговая будет администрировать эти процессы, то бизнес будет закрываться, а после открываться с новой экономической моделью, где уже заложены эти риски и размеры по уплате налогов, а мы будем платить в магазинах больше денег», — сказал Матюшенков.
Уязвимые отрасли
Разинкина рассказала, что сейчас налог на добавленную стоимость платят порядка 4% компаний, работающих по упрощенной системе. С повышением ставки НДС и понижением порога по прибыли их доля может вырасти до 10%.
«В настоящее время обсуждаются адаптационные мероприятия для малого бизнеса в связи с планируемыми изменениями условий налогообложения: такие как мораторий на первый год по начислению штрафов на «новых» плательщиков НДС в связи с нарушением сроков и другие. Поэтапный переход от облагаемой выручки в 60 млн руб. к 10 млн (30 млн, 20 млн, 10 млн) также может смягчить негативное воздействие и позволить бизнесу устоять», — сказала эксперт.
Наиболее ощутимыми изменения в налогообложении, по мнению Разинкиной, будут для компаний из отраслей с высокой эластичностью спроса, чувствительных к росту цен. А это те, что работают с конечным потребителем: ритейл, сфера услуг, автодилеры. Они могут столкнуться со снижением спроса на свою продукцию из-за роста цен. «С учетом общего замедления экономики период восстановления спроса может затянуться», — сказала она.
По мнению Хуссамова, увеличение ставки по налогу на добавленную стоимость в большей степени повлияет на компании из таких отраслей, как торговля, агробизнес, строительная индустрия и другие. Умеренное влияние ее индексация окажет на бизнес-процессы в таких отраслях, как нефтедобыча и нефтепереработка, в банковском секторе и финансовой индустрии в целом, а также в машиностроении.
По словам Беленькой, как правило, повышение НДС более заметно для отраслей, связанных с дорогостоящими товарами необязательного потребления, например, автомобили, строительство, предметы роскоши, сфера услуг (рестораны и развлечения). Плюс – компании с низким уровнем маржинальности, которым придется выбирать между частичным абсорбированием повышения НДС за счет своей маржи или повышением цены на размер увеличения НДС, в результате которого потребители могут уйти к конкурентам с более дешевой продукцией (например, продовольственный ритейл).
МСП и самозанятые
Малый бизнес, по словам руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам», оказывается под ограничениями сразу с нескольких сторон. Во-первых, повышение ставки НДС, во-вторых, снижение порога выручки МСП на упрощенке для перехода к уплате НДС с 60 млн до 10 млн руб. Третье – отмена льготного тарифа страховых взносов, введенного в период пандемии Covid-19 для малого и среднего бизнеса в сферах деятельности, не отнесенных к приоритетным, например, в торговле, строительстве и добыче полезных ископаемых. С 2026 года для них предлагается установить общий страховой тариф – 30% до предельной базы и 15% свыше базы.
«С учетом того, что малый и средний бизнес и так испытывает давление со стороны высокой стоимости кредитов, дефицита кадров и замедления роста спроса, это еще сильнее замедлит его развитие, а может привести и к уходу с рынка ряда компаний, создающих рабочие места в экономике. В лучшем положении должны оказаться экспортеры, так как для них установлена нулевая ставка НДС при экспорте, и они получают возмещение ранее уплаченного НДС. Влияние роста НДС на повышение конечных цен может занять несколько месяцев – некоторые предприятия начинают «готовиться» к увеличению НДС заранее, еще до фактического повышения, закладывая его в свои цены. И после повышения НДС его окончательный перенос в цены может завершиться примерно в течение I квартала следующего года», — сказал Беленькая.
Малый и средний бизнес, отметила она, в принципе, наиболее уязвим перед ухудшением экономических условий. Что касается предстоящих налоговых изменений, в том числе повышения ставки НДС и снижения порога по уплате НДС до 10 млн руб. в год, то для малого бизнеса проблема заключается еще и в повышении административной нагрузки. Расчет и уплата НДС требует заметного расширения бухгалтерского учета, выделения, как минимум, специального бухгалтера на это направление.
«Еще одним ударом может стать отмена льготных тарифов страховых взносов для МСП, например, для отраслей торговли, строительства, добычи полезных ископаемых – это будет означать дополнительные расходы для многих небольших предприятий, которые вряд ли они смогут компенсировать за счет роста объемов бизнеса и повышения стоимости товаров и услуг. Часть предприятий, вероятно, не сможет работать в новых условиях», — сказала эксперт. По мнению Беленькой, следующей целью оптимизации налоговых льгот могут стать самозанятые.
«Здесь пока ясности нет. Совет федерации рекомендовал правительству проанализировать результаты налогового эксперимента для самозанятых и проработать вопрос о его завершении в 2026 году. Но, как сообщили ТАСС в пресс-службе кабмина, правительство не планирует вносить изменения в режим работы самозанятых до завершения эксперимента в 2028 году. При этом глава минэкономразвития Максим Решетников ранее говорил, что министерство выступает за системную доработку режима после 2028 года, и начинать обсуждение вопроса о пересмотре концепции правительству следует уже в будущем году. Как будут реагировать самозанятые пока не ясно, поскольку на данный момент не сформулированы планируемые изменения. Вероятно, когда эта информация появится, самозанятые будут оценивать, какой вариант им выгоднее», — сказала руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».
Подпишись на Telegram РБК Татарстан