Татарстан, 28 дек 2015, 18:22

Еще на плаву, держим курс на переработку: итоги года нефтяной отрасли РТ

Нефтяные компании Татарстана на фоне падения стоимости барреля не поддаются панике и увеличивают объемы добычи. Эксперты советуют делать акцент на нефтепереработке и глубине добываемой нефти.
Читать в полной версии

По итогам 2015 года цены на нефть опустились до уровня 2004 года, стоимость барреля марки Brent упала ниже $40 и составила $37. Такое масштабное падение стало неожиданностью для многих, отмечает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.

«Стратегия Саудовской Аравии по вытеснению конкурентов с рынка привела к снижению цен на черное золото, но цели так и не достигла. Кроме того, негативный эффект от итогов заседания ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти – РБК-Татарстан) оказался более серьезным, чем многие ожидали. Квота на добычу осталась неизменной, однако члены картеля подтвердили, что не собираются ее соблюдать и продолжат добывать на 1,5 млн баррелей в сутки больше, чем положено», - комментирует сложившуюся ситуацию аналитик.

Заявления членов ОПЕК окончательно убедили инвесторов в том, что в ближайшие полгода на нефтяном рынке ничего не изменится, так как страны не желают отказываться от стратегии наращивания добычи в борьбе за долю на рынке. Более того, на следующем заседании члены нефтяной организации договорились обсудить повышение квоты.

Новое падение цен на нефть может привести к падению добычи, снижению экспорта и ухудшению финансовых показателей, считает А. Кокорева. Особенно это касается компаний, работающих на сложных по способу добыче месторождениях в условиях севера.

Для обычного гражданина падение цен на нефть, в первую очередь, связано с ослаблением рубля, а значит, увеличением цен, снижением покупательной способности и ростом уровня бедности. «Также возможно ужесточение налогового законодательства в отношении физических лиц, так как сокращение доходов бюджета толкает Минфин на самые непопулярные меры пополнения бюджета», - рассуждает эксперт.

Тем не менее, прогнозы форекс-брокера на будущий год для России вполне оптимистичны. «В начале следующего года мы станем свидетелями кульминации борьбы за международные рынки сбыта нефти. Его передел уже идет с 2014 года. В 2016 году мы ожидаем увидеть признаки окончания нефтяной войны, в результате которой Россия сохранит и даже увеличит свои рыночные ниши в Юго-Восточной Азии и Западной Европе», - добавляет А. Кокорева.

Несмотря на падение цен на нефть, российская нефтяная отрасль в уходящем году достигнет рекордных 533,6 млн тонн добычи, что на 1,3% выше показателей 2014 года. Экспорт нефти из России в 2015 году вырастет по сравнению с прошлым годом на 7,5%, до 238 млн тонн. При ослаблении рубля и оптимизации операционных расходов нефтяных компаний российские участники рынка ТЭК, работающие с экспортом, вновь оказались в значительном плюсе.

Выросла нефтедобыча и в Татарстане. Президент республики Рустам Минниханов на предновогодней встрече с журналистами 22 декабря рассказал, что по итогам 2015 года рост составил 1,6%. Напомним, что в 2014 году Татарстан добыл 33,392 млн тонн нефти, из которых 26,529 млн - «Татнефть». В 2016 году, считает президент, республика может приблизиться к тому, чтобы добыть 34 млн тонн нефти. «Нефтяная промышленность – это все равно наша базовая промышленность, важно сохранить эти объемы», - подчеркнул Р. Минниханов, добавив, что нефтепереработка и нефтехимия являются точками роста для экономики республики на ближайшие годы. Отметим, что по оценкам «Альпари», экономика Татарстана на 40% зависит от нефтехимической отрасли.

Глава ОАО «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин считает, что Татарстан, чтобы меньше зависеть от скачков мировых цен, должен нацелиться на рост объемов переработки добываемой нефти.

«Влиять на цены очень сложно, потому что ценовая категория зависит от многих факторов, например, иранского. Было время, когда цена нефти была 15-10 долларов. Работали и сейчас будут работать», - сказал он, отмечая, что паники у предприятий нефтехимического комплекса нет. «В любом случае те компании, которые занимаются переработкой, легче переносят все изменения цен. Главная цель, на мой взгляд, — надо перерабатывать. Только переработка сможет спасти от влияния различных факторов», - заявил Р. Яруллин.

В 2014 году в Татарстане было переработано всего 17 млн тонн (51% от общего объема добытой нефти). «Остальное идет на другие предприятия или на экспорт. На мой взгляд, это безобразие. Надо полностью всю нефть перерабатывать у себя», - отметил Яруллин. Согласно татарстанской стратегии-2030, в ближайшие 10 лет переработка нефти уже к 2020 году должна вырасти до 21,4 млн тонн ежегодно.

Предложение развивать переработку достойно оценивает и А. Кокорева. По ее словам, продукты переработки стоят значительно дороже, так как их стоимость складывается в основном из налогов. Спрос на эти продукты переработки, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, стабильно высокий. Но, увеличение объемов переработки требует расширения мощностей, а это определенные затраты. «На мой взгляд, гораздо эффективнее работать не только над увеличением объемов переработки, но и над ее глубиной», - добавляет аналитик.

Напомним, что Татарстан активно развивает направление глубокой переработки нефти в течение всего 2015 года. Так, в мае было заключено соглашение между министерством экологии России и правительством РТ о создании двух научно-технологических полигонов по изучению трудноизвлекаемой нефти. Тогда министр экологии России Сергей Донской оценил запасы высоковязкой нефти в несколько миллиардов тонн.

К 2017 году Татарстан планирует добывать 2 млн тонн битумной нефти ежегодно - 7,5% к ее нынешнему ежегодному объему нефтедобычи. Всего в Татарстане выявлено 450 месторождений природных битумов. Из них 150 находятся в зоне деятельности "Татнефти", и их объемы составляют 73% от всех нефтяных запасов компании. "Татнефть" с 2006 года ведет добычу битумов на Ашальчинском месторождении. В 2015-2017 годы в программу разработки битумных месторождений и добычу нефти из них "Татнефть" планировала вложить 100 млрд рублей. В июле в ходе нефтяного саммита гендиректор нефтяной компании Наиль Маганов обратился к замминистра энергетики РФ Кириллу Молодцову с просьбой поддержать пролонгацию льготного налогового режима на добычу сверхвязкой нефти.

О том, что региону необходимо перерабатывать добываемое сырье заявил в беседе с РБК-Татарстан и руководитель управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов Татарстана Роберт Гилязиев. Он заявил, что в России «увлеклись» реализацией добываемого сырья и необходимо переходить на его переработку.

«Нельзя экономику страны сажать на иглу нефти и газа. Любая страна, которая сильно заботится о своей экономике, она не сырье продает. Надо продавать товары переработки любого вида сырья: дерево, металл, нефть или газ», - заявил Р. Гилязиев.

По его мнению, Татарстан на фоне других регионов «активно занимается развитием всех отраслей», в том числе нефтегазохимической. «Вот так бы развивались все регионы. Я могу только восхищаться тем, что делают в Татарстане. Я думаю, в Татарстане в этом направлении идет планомерная работа», - отметил спикер.

В течение года цена на нефть опускалась и поднималась несколько раз. Максимального показателя стоимость барреля нефти за марку Brent достигла 11 мая и составила $66,9. 8 июня цены на «черное золото» снова пошли вверх, однако не достигли максимума и остановились на $65. После этого стоимость сырья только снижалась. Уже в августе Brent продавали всего за $45,8. Стоимость нефти марки Brent в ходе торгов понедельника, 21 декабря, обновила минимум с июля 2004 года, уйдя ниже отметки в $36,2 за баррель.

Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
До десяти лет тюрьмы. 7 статей, по которым чаще всего судят руководителей
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место