Татарстан, 29 авг 2019, 14:10

Полет не нормальный: в Казани из-за зоны аэродрома простаивают земли

В Казани не используются порядка 50 га земли: они входят в зону аэродрома Борисоглебское, где запрещено строительство. Собственники несут убытки. Власти Казани заявили, что вопрос не в их компетенции
Читать в полной версии

Сегодня в городском исполкоме прошла пресс-конференция по проекту нового генплана Казани. Одним из вопросов стали проблемные земли в районе поселка Константиновка, конфликт вокруг которых продолжается с конца «нулевых».

Участки, одним из которых владеет строительная компания, остальными – физлица, входят в зону аварийной посадки воздушных судов аэродрома Борисоглебское, которым владеет Казанский авиационный завод. Собственники узнали об этом, спустя несколько лет после покупки.

Стройка под запретом

Как рассказал РБК Татарстан гендиректор ООО «СК ФаРус» (до 2009 года «Тектоник») Рустем Юнусов, строительная компания приобрела землю в 2006 году у физических лиц. Номер участка – 16:16:120601:312, расположенный в 2 км от села Константиновка. На тот момент участок находился на территории Высокогорского района РТ, но спустя несколько лет он вошел в городскую черту.

Первоначально это были сельхозземли, однако прежние собственники перед продажей перевели ее в категорию под индивидуальную жилищную застройку. Общая площадь приобретенной земли составила 47 га. Предприниматель пояснил, что был куплен участок в 32 га, а затем компания приняла решение докупить остатки, чтобы владеть всем полем. Юнусов отметил, что для земель не было никаких ограничений на проведение работ.

Приобретя землю, компания продала часть земли под индивидуальную застройку и начала работать над проектом по строительству жилого комплекса «Новое Царицыно», который предусматривал порядка 500 тыс. кв. метров жилья и объекты социальной инфраструктуры, где могли бы проживать 15-20 тыс. человек. Юнусов сообщил, что компания планировала участвовать в федеральной целевой программе «Жилище», которая помогла бы получить компенсацию на строительство инженерных сетей, и прошла конкурсный отбор.

Работу над проектом жилого комплекса, отметил руководитель «СК ФаРус» вели по заданию и в сотрудничестве с региональным министерством строительства, однако из-за финансово-экономического кризиса 2008 года ее решили приостановить. Было получено разрешение на строительство малоэтажной части микрорайона.

Проблемы начались в 2010 году, когда выданное властями Высокогорского района разрешение на строительство опротестовала прокуратура, так как бумага не была согласована с Казанским авиационным заводом. В результате суд признал документ недействительным.

Позиция предприятия, рассказал Юнусов, была такова: участок входит в зону аэродрома Борисоглебское. В качестве аргументов, по его словам, приводили производимый самолетами шум, сброс топлива, наличие аэронавигационного маяка. Затем представители завода сообщили, что купленный «СК ФаРус» участок, а также несколько улиц поселка «Новая Сосновка», где проживают порядка 120 семей, являются зоной для аварийной посадки воздушных судов.

«Мы заказали экспертизу, по результатам которой был сделан вывод – любое строительство, высотой не более 12 метров, никоим образом не влияет на безопасность полетов», – рассказал бизнесмен. Юнусов предоставил в распоряжении РБК Татарстан отчеты о двух экспертизах, выполненных в 2013 и 2014 годах межведомственным центром аэронавигационных услуг «Крылья Родины» и Северо-Западным региональным центром аэронавигационной информации (ООО «СЗ РЦАИ»).

Ни продать, ни купить

Юнусов посетовал, что ни переговоры с Казанским авиазаводом, ни судебные тяжбы не привели к результатам. Компания продолжает терпеть убытки, платя налоги за неиспользуемую землю. Собственники земель в Новой Сосновке не могут произвести никаких действий с недвижимостью: ни подарить, ни завещать, ни продать.

По словам бизнесмена, в 2017 году произошли изменения в законодательстве, согласно которым проводить согласование нового строительства с собственником аэродрома уже не нужно. Однако завод должен разработать карту из 7 подзон, для каждой из которых будут установлены возможные ограничения . В этом случае собственники аэродромов должны компенсировать убытки владельцам земель, на которые накладываются ограничения.

«Если бы этот документ был разработан, то предприятию пришлось бы компенсировать недополученную из-за ограничений прибыль», – сказал Юнусов. Инструкция не разработана, земля продолжает простаивать без использования.

Точку зрения гендиректора ООО «СК ФаРус» поддержала директор ООО «Юридическая служба Казани» Татьяна Платонова, которая на протяжении нескольких лет представляет интересы свыше 50 собственников земель, приобретенных у строительной компании. Участки, по ее словам, пустуют. «Эта посадочная зона фикция: ни один самолет приземлиться там не сможет», - сказала Платонова. Юрист заявила, что намерена подать жалобу в прокуратуру РТ, а последующем в Генеральную прокуратуру России.

РБК Татарстан направил запрос в пресс-службу ПАО «Туполев», в которое входит Казанский авиационный завод, и на само предприятие.

Муниципалитет не уполномочен помочь

Представители городских властей сходятся во мнении – вопрос находится вне зоне их компетенции. «Мы получили обращения от граждан по зоне приаэродромных ограничений от аэродрома Борисоглебское. 64 из них от собственников жилья по улице Шоссейная и 20 обращений – из Новой Сосновки. Напомню, зоны с особыми условиями территорий должны быть отображены в генплане.

Аэродром Борисоглебское давно существует в городе, и от него были установлены ограничения в соответствии с порядками, которые действовали ранее. В настоящее время ряд законодательных актов требует установления зон в ином порядке. В связи с этим в генплане выделена специальная зона 430, в которой накладывается полный запрет на новое строительство. Отмена этой зоны и ограничений вне полномочий исполкома Казани», – заявил заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров.

Заместитель руководителя исполкома Казани Радик Шафигуллин заявил, что построенные дома сносить не будут, однако новое строительство находится под запретом. «Существующие там дома появились в то время, когда работала дачная амнистия. Тогда большинство граждан не получали разрешения на строительство. Просто покупался земельный участок, строился дом и регистрировался. Кроме того, в то время эта зона не стояла на кадастре, что тоже наложило проблемы», – сказал Шафигуллин.

Заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Анастасия Латыпова отметила, что исполком Казани при разработке нового генплана обязан предоставить федеральным органам власти информацию об объектах недвижимости, которые попадают в те или иные зоны.

«В настоящее время ведется разработка проекта, который повторяет старые, установленные ранее зоны по данным КАПО. Задача исполкома – указать все объекты недвижимости, которые попадают в те или иные зоны с указанием их кадастровой стоимости. Мы эти расчеты произвели. И мы их обязаны предоставить в орган федеральной власти, который будет утверждать эту территорию. Земельный кодекс РФ говорит, что есть определенные процедуры и мероприятия, которые будут связаны с утверждением этой зоны. Это за пределами генплана. В генплане необходимо просто отразить эту зону», – сказала Латыпова.

По словам чиновников, уполномоченным органом в случае с землей, входящей в зону аэродрома «Борисоглебское», частью из которой владеет ООО «СК ФаРус», а на другой построены коттеджи, является министерство промышленности и торговли России.

«Если уполномоченным органом – в данном случае министерством промышленности и торговли – ограничения будут сняты, то в зоне 430 может быть установлена территориальная зона по фактическому использованию», – сказал Тимур Латыпов.

РБК Татарстан направил запрос в пресс-службу минпромторга Российской Федерации.

Напомним, что власти Казани неоднократно заявляли о дефиците земель под строительство в черте города. При этом к 2024 году в рамках исполнения нацпроектов Татарстан должен увеличить объем вводимого ежегодно жилья с 2,4 до 3,6 млн кв. метров. В настоящее время жилищное строительство в больших объемах ведется на территории прилегающих к столице РТ районов.

15 апреля мэр Казани Ильсур Метшин высказал опасение высоким спросом на жилье за пределами столицы. «Не наше дело влезать в коммерческие вопросы, но я с опасением смотрю, как строится за Куюками большое количество жилья. Там есть своя муниципальная власть – это не наш вопрос, мы не регулируем строительный рынок наших соседей. Но меня тревожит, с каким размахом там идет строительство», – заявил градоначальник.

Он отметил, что на работу люди, купившие квартиры таких жилых комплексах, продолжат ездить в город. Рано или поздно граждане начнут требовать решить вопрос с транспортом, жалуясь в мэрию, правительство РТ и другие структуры. Однако бюджетных средств на это не предусмотрено.

«Я обращаюсь к жителям, которые гонятся за дешевым квадратным метром. Он не будет дешевым, когда эти люди начнут эксплуатировать жилье и добираться до Казани», – сказал Метшин.

Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
«Уделите 80% своего внимания персоналу». Уроки лидерства с нуля