Чистое поле: почему в РТ не используются земли сельхозназначения
«В муниципальных районах Татарстана, входящих в Казанскую агломерацию, выявлено более 36 тыс. га неиспользуемых земель сельхозназначения, из них включено в оборот более 9 тыс. га», — сообщили РБК Татарстан в минземимущества региона.
Редакция опросила заинтересованных потенциальных пользователей неиспользуемой сельхозземли, почему данный пласт продолжает оставаться в стороне от основных видов работ.
Неиспользуемые сельхозземли
Судя по данным минземимущества Татарстана, объем выявляемых неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения ежегодно увеличивается. Так, в 2017 году было обнаружено более 34 тыс. га, из которых 12 тыс. га вовлекли в оборот.
В следующем году было выявлено 41 тыс. га, из них вновь задействовали 13 тыс. га. В 2019 году из 43 тыс. га вовлекли восемь. А в 2020 году число выявленных земель сельхозназначения достигло 107 тыс. га.
Рекордным на данный момент остается 2021 год, когда из выявленных 113 тыс. га таких земель вовлекли в оборот 45 тыс. га.
По данным минзема РТ, если собственник использует земельный участок, предназначенный для сельхозработ, не по назначению в течение трех лет, представители государства могут обратиться в суд с заявлением о его принудительном изъятии.
По закону такие площади могут использоваться для ведения сельского хозяйства, мелиорации лесных насаждений, рыболовства и научных исследований.
Наибольшее количество неиспользуемых сельхозземель выявлено в Высокогорском районе – более 9 тыс. га, из них вовлечено порядка 2,5 тыс. га. На втором месте Лаишевский район – более 8 тыс. га. В Зеленодольском районе теперь используются 1,2 тыс. из 7,6 тыс. га, в Верхнеуслонском – порядка половины от 6,5 тыс. га и так далее.
Фермерский дефицит
Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров в беседе с РБК Татарстан заявил, что крестьянам и фермерам на большинство просьб о выделении земли в минсельхозе отвечают отказом.
«Наличие в 2022 году 100 тыс. га неиспользуемых сельхозземель – это абсурд. Если у крестьянств есть такой спрос, я думаю, минсельхоз должен уведомлять о наличии свободной земли. Если потребуется переезд, то можно даже выделять хозяйствам льготы», — считает Байтемиров.
По словам Байтемирова, в марте 2022 года был принят федеральный закон о том, что фермерские хозяйства могут построить дом и производственные помещения на землях сельхоззначения. Одна из статей наделяла региональных законодателей правом окончательного решения. «Но наши депутаты не дали нам такую возможность, даже на землях, находящихся в собственности. Они объяснили это нехваткой земли», — сетует Байтемиров.
Вопрос выделения земли нуждающимся фермерам, рассказал глава ассоциации, в разных районах республики решается по-разному. Например, в некоторых из них действуют программы грантовой поддержки.
«За подписью главы администрации фермерам приходит обязательство властей, обещание о выделении земли, а по истечению 2-3 лет оказывалось, что земля не выделена», — посетовал он.
Подготавливая порой заросшую почву к посевам, расходы фермеры берут на себя. «Так, в Альметьевском районе, например, фермерское хозяйство на 8 га земли выкорчевывало выросшие растения, деревья самостоятельно. Для этого фермеры приобрели небольшой парк оборудования. Мы на такие моменты не смотрим, лишь бы была земля», — уверен Байтемиров.
Интерес девелопера
Генеральный директор группы компаний «СМУ-88» Наиль Галеев в беседе с РБК Татарстан отметил, что, в целом, для застройщиков в условиях дефицита может подойти практически любой земельный участок. Понадобятся дополнительные средства для налаживания коммуникаций.
«Особенно в условиях такого жесткого дефицита, который сложился в Казани в последние несколько лет. Другое дело, что совсем в чистом поле строить очень накладно – сложно налаживать инфраструктуру: сети, дороги, транспорт» — сказал Галеев.
Байтемиров заявил, что «земля есть земля», и зачастую крестьянские хозяйства не рассматривают проведение коммуникаций на неиспользуемой земле сельхозяйственного назначения.
«Все зависит от целей. Если заниматься сельским хозяйством, то коммуникации не нужны. Для производства и выращивания крупного рогатого скота или мелкокопытных, птиц нужно строить ферму – здесь нужна земля уже другого назначения», — говорит Байтемиров.
Гендиректор «СМУ-88» добавил, что из-за сложностей с налаживанием коммуникаций выгоднее осваивать заброшенные промзоны. Столица республики уже столкнулась с проблемой маятниковой миграции и сопутствующими сложностями.
«На наш взгляд, целесообразнее использовать те городские территории, функционал которых перестал быть актуальным. В частности, это заброшенные промзоны. Это мировой тренд, есть успешные московские и питерские практики», — отметил Галеев.
По мнению гендиректора девелоперской компании, ничего не мешает казанским девелоперам воплотить практику и в Казани. Практика показала, что такие проекты востребованы, а территория преображается и возвращается в полноценную городскую жизнь. В качестве примера Галеев назвал территорию в районе ул. Родины, а также проект «Новая Портовая».
В августе раис Татарстана Рустам Минниханов велел приостановить выдачу новых разрешений на строительство жилья на землях Казанской агломерации. На данный момент дорожно-транспортная сеть перегружена, считают власти. Не хватает и социальных объектов для жильцов новых комплексов.
Ранее замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильшат Гимаев сообщал, что в районах Казанской агломерации к 2030 году намерены построить 5,5 млн кв. м жилья.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан