Татарстан, 30 апр 2015, 09:39

Возобновление производства ТУ-160 в Казани эксперты оценивают в миллиарды долларов

Министр обороны РФ Сергей Шойгу дал поручение рассмотреть возможность восстановления производства бомбардировщиков ТУ-160 на Казанском авиационном заводе. Эксперты РБК-Татарстан называют машину необходимой для российской армии, но ожидают, что лишь на оценку потенциала возобновления производства может уйти несколько лет, а весь проект сильно зависит от источников финансирования.
Читать в полной версии

Министр обороны Сергей Шойгу распорядился проработать вопрос о возобновлении производства сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 на Казанском авиационном заводе. «Уже сегодня необходимо приступить к решению задач не только по поддержанию исправности и модернизации авиационного парка дальней авиации, но и по воспроизводству ракетоносцев Ту-160», — сказал он после посещения казанского завода 29 апреля.

ТУ-160 считается самым крупным и мощным сверхзвуковым самолетом в истории авиации, который может нести до 24 крылатых или аэробаллистических ракет, в том числе с ядерными боеголовками, либо 40 тонн бомб. Он способен долететь, к примеру, до Северной Америки и обратно без дозаправки.

Производство бомбардировщика началось на КАЗе в 1984 году и продолжалось в течение семи лет. За это время было произведено порядка 35 самолетов, 16 из которых находятся в эксплуатации ВВС России по сей день. По словам С. Шойгу, эта «уникальная машина» не использовала в полной мере «заложенные в нее конструктивные возможности», и ее производство следует возобновить.

Эксперты говорят, что наличие в арсенале стратегических бомбардировщиков делает стратегию ядерного сдерживания более гибкой. "Если есть бомбардировщики, ты можешь торговаться, - говорит РБК-Татарстан директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. - Мол, к вам летят ракетоносцы, и у вас есть время передумать, например. С подводной лодкой такого варианта нет. Более того, ТУ-160 может нести ракеты не только в ядерном, но и в обычном исполнении. Его использование эффективно, быстро и недорого. Так что такие самолеты нам нужны».

С ним солидарен директор Центра анализа мировой торговли оружием Игоря Коротченко. "ТУ-160 – это современная техника, которая не раскрыла своего потенциала. Это машина, которая соответствует требованиям войны. Так что решение Шойгу можно назвать справедливым и своевременным", - заявил он РБК-Татарстан.

Стоить один такой самолет может порядка $200-300 млн, полагает Коротченко. Однако общие расходы на воссоздание производства самолета могут быть существенно выше, предостерегает Пухов. «Было около сотни комплектующих предприятий, которые принимали участие в производстве ТУ-160. Часть из них закрылись, а часть больше не находится на территории РФ. В том числе было и несколько компаний на Украине. Кроме того, только оценка восстановления производства ТУ-160 может занять не меньше года», - считает эксперт.

«В нынешних условиях экономических санкций данный проект будет реализовать сложно, - полагает он. - Стоимость проекта можно оценивать в сотни миллиардов долларов. Вопрос в том, сможет ли государство найти деньги», - объясняет Р. Пухов, напомнив, что "во времена СССР, когда производился ТУ-160, финансирование ВПК "высосало" все доходы бюджета".

Оценить, сколько подобных самолетов может сегодня потребоваться российской армии, эксперты затруднились.

Елена Никонова

Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
США проспали становление Китая. Что угрожает американской экономике
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением