Итоги года РБК-Татарстан: 16 экономических событий - 4
Продажи уходят в интернет Несмотря на сложность экономической ситуации, генеральный директор онлайн-дискаунтера «Ситилинк» Михаил Славинский оценивает динамику в онлайн-торговле России, как устойчиво-положительную. За полгода объем заказов электронного дискаунтера вырос на 26% по количеству продаж. За 9 месяцев интернет-розница показала рост объемов на уровне 20% в деньгах.
«Думаю, что сейчас темпы немного замедлятся, потому что пик экономического кризиса пришелся на начало 2015 года, а уже в конце года активность интернет-покупателей значительно увеличилась. Этот год конечно оправдал наши ожидания. Ключевым трендом, на мой взгляд, является уверенный рост доли онлайн-торговли в общем обороте непродовольственной розницы и, возможно, даже продовольственной, если учитывать доставку готовой еды», - комментирует для РБК-Татарстан Михаил Славинский.
По его словам «Ситилинк», как и все ритейлеры, ожидает предновогоднего роста продаж. В цифрах это выглядит так: в декабре 2014 года выручка была чуть больше 6 млрд рублей, в 2015 - порядка 5 млрд рублей, в этом году в планах компании взять планку в 6 млрд рублей.
««Ситилинк» в этом году вышел на новый виток развития. В течение последних 2-х лет мы вели подготовительную работу, закладывали основу для нового рывка. Мы готовы сделать максимум, чтобы в 2017 году потеснить конкурентов и занять лидирующую позицию на рынке онлайн-ритейла России», - уточнил генеральный директор компании.
Ключевым трендом 2016 года Славинский называет активный рост некоторых сегментов e-commerce и, прежде всего, Fashion, а знаковым событием продажу «Эльдорадо» семье Гуцериевых с «Техносилой», которая оказалась в портфеле их активов в конце 2015 года.
«В этом году сменился лидер российской интернет-торговли и впервые в истории нашего рынка рейтинг ТОР-100 возглавила крупная компания специализирующаяся на продаже одежды. Также отмечу события последнего месяца, имею в виду возможную консолидацию активов 3 крупнейших компаний Российского рынок бытовой техники и электроники (БтиЭ) перечеркивают многие знаковые моменты текущего года. Эта сделка, без сомнения, всколыхнула весь рынок. Мы с нетерпением ждем развязки», резюмировал Славинский.
По мнению экспертов РБК-Татарстан, консолидация с «Техносилой» позволила бы «Эльдорадо» стать лидером интернет-продаж на рынке БТиЭ и по итогам первого полугодия совокупные интернет-продажи «Эльдорадо» и «Техносилы» составили бы 11 млрд рублей, а продажи «М.Видео» — 9,3 млрд руб.
По данным «INFOLine-Аналитики», в первом полугодии лидером рынка была компания «М.Видео» с выручкой 83,6 млрд рублей (доля рынка — 16,4%). Второе место занимала компания DNS с выручкой 63 млрд рублей (12,4%), третье — компания «Эльдорадо» с выручкой 50 млрд рублей (9,3%), четвертое — «Юлмарт» с выручкой 20,7 млрд рублей (3,8%), пятое — «Медиа Маркт» с выручкой 17,9 млрд рублей (3,5%).
После непростого 2015 года, когда рынок бытовой техники и электроники просел на 19,6% до 1,2 трлн рублей, в нынешнем году продажи сегмента пошли вверх. По данным аналитической компании GFK, во втором квартале 2016 года рынок БтиЭ вырос на 14,2% по сравнению со вторым кварталом 2015 года. Во втором квартале 2016 года все сегменты рынка улучшили свои результаты, за исключением сектора фототехники, оборот которого снизился на 17,9% по сравнению со вторым кварталом прошлого года.
Наибольший рост показал сектор телекоммуникаций - телефоны, смартфоны и аксессуары к ним. Этот сектор вырос на 33,8% в рублях к прошлому году. При этом, спрос в офлайне в штуках вырос всего на 4%, в онлайне — более чем на 20%. На 15,4% выросли продажи крупной бытовой техники. Рост был во многом обеспечен за счет покупок онлайн.
Санатории Татарстана увеличили продажи путевок в онлайн на 30 % В 2016 году здравницы республики начали внедрение ИТ-решений, позволяющих увеличить клиентуру в несколько раз. Одним из первых системы онлайн бронирования номеров применил старейший санаторий в республике - «Крутушка».
«Для нас система очень удобна, поскольку мы видим количество человек, забронировавших номера, а им не нужно до нас дозваниваться. Было такое, что телефон занят или сотрудника нет на месте, а это новшество помогает исключить такое. С внедрением системы онлайн бронирования посещаемость нашего официального сайта выросла в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом», - сказала РБК-Татарстан начальник планово-экономического отдела «Крутушки» Елена Габдуллаянова.
По ее словам, санаторий «Крутушка» также использует онлайн сервисы для снижения издержек санатория. «Мы интегрировали системы «TravelLine-Отель» с управленческой программой, установленной в санатории «Крутушка». Это позволяет автоматически выгружать тарифы и данные о свободных номерах из нашей управленческой программы в гостинице. При этом она мгновенно регистрирует все онлайн-брони в базе данных, не отвлекая персонал», - отметила Габдуллаянова.
Как сообщил РБК-Татарстан менеджер по развитию бизнеса компании «TravelLine» Михаил Кропачев, сегодня уже 5 санаториев в республике работают с системой онлайн-продаж путевок. «Мы придерживаемся бизнес модели: «зарабатывает гостиница, зарабатываем и мы». Изначально вложений не требуется. Все делается под ключ. И только, когда гостиница начинает видит бронирование, мы получаем небольшое вознаграждение с каждой брони», - сказал Кропачев.
По его словам, в России люди начали все больше уделять внимание внутреннему туризму. Этот факт подтверждают и цифры: в новогодние праздники, к примеру, в республике ждут не менее 100 тыс. туристов, хотя годом ранее цифры равнялись 85 тыс. человек. Отельеры, в свою очередь, все больше задумываются и уделяют внимание системам автоматизации.
Пока не все отели и санатории Татарстана перешли на онлайн-бронирование, но полная автоматизация средств размещения в республике, по словам руководителя комитета по туризму Сергея Иванова, дело времени.
«С точки зрения внутренней автоматизации, от санатория к санаторию ситуация разная. Применения самих систем и их эффективность зависит от тех модулей, которые санатории и отели у себя ставят. Суммы по оснащению здесь варьируются от 200 тыс. до 1 млн рублей. К примеру, не у всех пока установлены системы внутреннего учета, но каждый руководитель предприятия понимает, что если у его потенциальных покупателей нет доступа с учетом всех современных сервисов, то он проигрывает. Это также как, в доставке продуктов, где надо быть лидером. Тот, кто умеет эффективно конкурировать в онлайн-сервисах, в том числе и в решениях для гаджетов, тот и более успешен на рынке», - сказал Иванов.
Возвращение на заморские курорты По словам экспертов РБК-Татарстан в 2016 году жители республики стали более активно заказывать туры на зарубежные курорты, на фоне падения спроса в 2015 году. Основными направлениями зарубежного туризма стали Объединенные Арабские Эмираты, Индия, Таиланд и Вьетнам.
«Начало 2015 года было сложным, - клиенты пытались экономить и ждали, что же будет дальше. Но тем не менее, в июне ситуация сильно изменилась, потому, что те люди, которые привыкли отдыхать более чем 1 раз в год, они уже не могли сидеть дома и все равно дождавшись сезона, собрались и многие из них поехали отдыхать. Причем продажи пошли по физическим лицам, хотя туры в Турцию и Египет были закрыты. Учитывая, что многие тур агентства привыкли продавать только Турцию и Египет. Просто потому, что в остальные страны реализация идет тяжелее. Поэтому у нас продажи по частным клиентам сильно выросли, примерно в 1,5 раза суммарно по количеству, и в деньгах это получается более чем в 2 раза»,- сказал генеральный директор турфирмы «Скайлэнд» Виталий Кольгин.
Как отметил эксперт, по бизнес поездкам лето 2016 года также было удачным для туроператоров. «Государственные служащие и представители бизнес-сообщества стали чаще совершать зарубежные поездки, поэтому минувшим летом у нас отмечен рост продаж и в этом сегменте», - отметил Кольгин. Генеральный директор «Скайлэнда», также отметил, что в этом году число игроков на рынке уменьшилось и клиенты стали более осмотрительными к репутации агентств при выборе тур оператора для путешествий.
«Если смотреть на реестр туроператоров, там произошли большие изменения. В кризис люди стали пользоваться услугами только тех компании, которым лично доверяют. У нас за 8 лет работы не было плохих отзывов, большинство клиентов убедились, что нам можно доверять, поэтому мы не ощутили падение спроса. В то же время в Казани закрылась примерно четверть турфирм и на следующий год этот тренд продолжится. Сокращение связываю с тем, что вступает в силу новый закон о туризме с 1 января», - резюмировал Кольгин.
Эксперты РБК-Татарстан отмечают, что продажи зарубежных туров к концу года все-таким могут сократиться, поскольку некоторые турагентства поднимают ценник в новогодние праздники в полтора-два раза. По словам президента Ассоциации Туристических агентств Татарстана Рамиля Мифтахова, средняя цена на горящие путевки сегодня составляет 60-70 тыс. рублей на две персоны, но к дате вылета стоимость отдыха возрастает, а последние места продаются по максимальной цене.
Заморозка цен на продукты питания
По данным Минэкономразвития РФ, с 1 января по 19 декабря 2016 года цены выросли на 4,9%, тогда как в прошлом году — на 13,8%. По мнению аналитиков министерства, продукты в 2016 году дорожали медленнее по нескольким причинам. Во-первых, рост цен сдерживался низкой платёжеспособностью россиян и как следствие, снижением спроса. Во-вторых, на рынке в нынешнем году появилось много более дешевых отечественных продуктов. В-третьих, на замедление роста цен повлияло укрепление курса рубля с марта 2016 года.
Также нельзя не отметить факторы в Татарстане, которые замедлят подорожание продуктовой линейки. Это наращивание собственного производства отдельных продуктов и хороший урожай в 2016-м, благодаря которому цены на отечественное сырьё если и вырастут в следующем сезоне, то незначительно.
По данным Татарстанстата, стоимость потребительской корзины в 2016 году увеличилась только на 1% в период с января по ноябрь 2016 года. Но в то же время из еженедельного мониторинга средних потребительских цен Росстата видно, что в декабре 2016 года по сравнению с самым началом года цена на некоторые продукты значительно увеличились. Например, килограмм гречки подорожал на 10 рублей и сейчас стоит 68 рублей, стоимость сливочного масла с 316 выросла почти до 400 рублей, сыров — с 350 до 390 рублей, значительно увеличились цены на чёрный чай незначительно на конфеты. Неизменной в среднем осталась стоимость килограмма овощей, к примеру картофеля — 17 рублей. А десяток яиц сейчас можно купить даже дешевле — 54 рубля против 63 в январе.