Санкционный год, 30 дек 2022, 09:53

Большой экран: как изменился кинорынок РТ после ухода иностранных фильмов

Эксперты киноиндустрии сообщили, что из-за введенных санкций кинотеатры сократили количество работающих залов и потеряли выручку. В тоже время набирают популярность российские картины для всей семьи
Читать в полной версии

Закрытые залы

Директор ГБУК РТ «Татаркино» Миляуша Айтуганова в беседе с РБК Татарстан сообщила, что из-за введенных санкций коммерческие кинотеатры испытывали значительный дефицит контента. Но к муниципальным кинозалам это не относится.

«У них было туго с репертуаром, но муниципальные кинотеатры так сильно не пострадали, потому что у нас была своя программная сетка и репертуарный план. Соответственно мы обеспечили зрителей контентом», — сказала она.

По словам Айтугановой, в этом году выручка кинотеатров значительно уменьшилась. Но ни один муниципальный кинотеатр не закрылся, чего нельзя сказать про коммерческие сети. «Многие кинотеатры сократили залы, многозальники оставили по 1-2 зала. Но сейчас ситуация налаживается, потому что мы участвуем на кинорынках в Москве, Санкт-Петербурге и отслеживаем тенденции и тренды», — сообщила она.

В конце февраля кинокомпании Disney, Warner Bros. и Sony Pictures приостановили прокат фильмом в России из-за спецоперации на Украине. Аналогичное решение приняли студии Paramount и Universal. 7 марта работу в России приостановила стриминговая платформа Netflix.

Кроме того, в коммерческих кинотеатрах наблюдается небольшое повышение цен на билеты. В муниципальных они остались на том же уровне.

Айтуганова отметила, что произошло незначительное увеличение цен на билеты по «Пушкинской карте». «Сейчас в обычные муниципальные кинотеатры по «Пушкинской карте» билеты продают за 200, а раньше было по 100-150 рублей», — сказала она.

По словам директора ГБУК РТ «Татаркино», государство выделяет гранты и субсидии на развитие региональной киноиндустрии. «На прошлой неделе прошел конкурс на сценарии, там участвовали короткометражные и полнометражные работы. Сейчас через министерство культуры РТ в рамках конкурсных субсидий получают гранты режиссеры и сценаристы», — рассказала она.

Генеральный директор форума «Российский кинобизнес» Екатерина Бордачева в беседе с РБК Татарстан сообщила, что 20% кинозалов, как однозальные, так и двухзальные кинотеатры остановили работу. Кроме того, мегазальники сократили количество работающих залов и заморозили деятельность. «Эксперты и опросы говорят о 6-10% прекративших деятельность демонстраторов», — пояснила она.

РБК Татарстан направил запросы в сети кинотеатров. На момент публикации ответы не поступили.

Семейное кино

Айтуганова сообщила, что начиная с февраля и марта текущего года обозначился тренд на российские семейные кинокартины. «Это то, на чем сейчас выбираются коммерческие кинотеатры. Кроме того, в скором времени появятся иностранные фильмы, которые закупаются частными дистрибьюторами. Сейчас они предлагают кинотеатрам европейские фильмы, даже есть информация о том, что будет «Аватар», — сказала она. Эти дистрибьюторы независимы и к мейджорам не относятся, однако ранее они взаимодействовали с Голливудом и европейскими кинопроизводствами.

По словам Бордачевой, после стремительного спада посещаемости, и кассовых сборов за последние полгода, осенние показатели впервые продемонстрировали позитивную динамику.

«Вслед за анимационными премьерами, которые привели в кино родителей с детьми, фильм Антона Мегердичева «Сердце Пармы» привлек в кинотеатры самую широкую зрительскую аудиторию. На сегодняшний день исторический экшн посмотрело почти 3 млн зрителей. Эксперты и зрители называют основной причиной успеха масштабную рекламную кампанию фильма, которая задействовала и ТВ, и интернет и промо в местах общего пользования. Другими словами, сработал привычный механизм привлечения зрительской аудитории в кинотеатры», — объяснила она.

Бордачева отметила, что наряду с единичными примерами кассовых успехов национального кино, стабильно репертуар кинотеатров обновляется за счет независимых дистрибьюторов, которые по-прежнему закупают зарубежный контент для российского рынка. Среди них жанровые проекты и фестивальные хиты.

Региональное кино

Директор ГБУК РТ «Татаркино» Миляуша Айтуганова считает, что в скором времени региональное кино сможет заинтересовать массового российского зрителя, и появится в федеральной сетке.

«В российском прокате участвует фильм казахстанско-татарстанского производства «Тарлан». Это картина снята по произведению Галимзяна Ибрагимова «Алмачуар». Ее взяли сети «Синема» и «Каро», которая показала эту картину в рамках арт-показов. Это хороший выход, потому что раньше федеральные сети не брали наши татарстанские фильмы в большой прокат», — сказала она. Такая же судьба, уверена эксперт, ждет якутское и хакасское кино.

Айтуганова сообщила, что в скором времени в прокат должен выйти фильм «Микулай», который снял Ильшат Рахимбаев. «В феврале посмотрим, какие сети возьмут его. Мы сейчас работаем над картиной «723 километр» по произведению Амирхана Еники и к концу января планируем завершить производство: сдать ее и получить прокатное удостоверение», — сказала Айтуганова.

Генеральный директор форума «Российский кинобизнес» Екатерина Бордачева считает, что для регионального кино окно возможностей открыто, но массового зрителя нужно знакомить с ним, рассказывать ему о региональном проекте на стадии разработки. По ее словам, проблема заключается не только в ограниченном бюджете, но и в подходе к продвижению.

«Продюсеры сначала делают кино и начинают думать о прокате не на старте, а тогда, когда фильм уже готов и возникают определенные обязательства: сроки, показатели. Необходимо изменить подход к продвижению фильмов. Поиск входа в поле интересов и запросов зрителя требует профессионального и креативного подхода. А затраты на пиар должны быть заложены уже в смете на производство», — пояснила она.

Пиратские копии

Бордачева сообщила, что параллельный импорт работает по легальной схеме в других отраслях экономики, но в кинопрокате нет механизма  получения исходной копии зарубежного контента из «недружествнных стран», и не работает привычная схема локализации и маркетинга.

«Сейчас каждый третий зал в стране показывает пиратские копии голливудских фильмов. А наши соседи из стран СНГ (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан) имеют такую возможность, но в условиях отсутствия бюджетов на продвижение и пиар получают кратно меньшие кассовые сборы», — сказала она.

При этом Бордачева отметила, что частные киносети и кинотеатры дожили до осени, в основном, благодаря возможности показывать пиратские копии голливудских фильмов. «Нравится нам или нет – это факт: сейчас мы входим в новогодние праздники с достаточно большим количеством востребованных российских фильмов, и все понимают, что Новый год способен принести приличные доходы. Но эти перспективы короткие, до февраля 2023 года», — заключила директор кинофорума.

В ноябре стало известно, что аудиовизуальные произведения не могут быть внесены в перечень для параллельного импорта, так как не являются товарами по номенклатуре ЕАЭС. Об этом сообщало ТАСС со ссылкой на пресс-службу минпромторга.

Ранее минпромторг дополнил перечень для параллельного импорта продукцией брендов Marvel, Disney Pixar и DC Comics.

Параллельный импорт начал работать в конце марта, после того как зарубежные компании ушли с отечественного рынка на фоне спецоперации на Украине. 

Данный механизм разрешает ввозить в страну востребованные товары иностранного производства без согласия правообладателей. Формированием перечня товаров, разрешенных для ввоза по параллельному импорту, занимается минпромторг РФ.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code