Татарстан, 31 июл 2014, 14:36

Промпредприятия Татарстана ощутили на себе действие санкций

Промышленные предприятия Татарстана пожаловались разработчикам «стратегии 2030» - на проблемы импортозамещения зарубежной продукции и технологий и опасениями, вызванными западными санкциями. Выработка стратегии импортозамещения в нефтехимической, химической, машиностроительной и других отраслях Татарстана ожидается на одном из Экономических советов при президенте РТ, который пройдет предположительно в августе. Эксперты отмечают, что связанные с санкциями проблемы в импортозамещения производств, выполняющих гособоронзаказ, на региональном уровне не решить – следует ожидать решений правительства РФ.
Читать в полной версии

Промышленные предприятия Татарстана пожаловались разработчикам «Стратегии-2030» на проблемы, вызванные введением санкций со стороны Запада. Так, судостроительный завод им. Горького заявил о перебоях с поставками двигателей, другие испытывают проблемы с получением банковских кредитов. Как выяснилось, на региональном уровне эти проблемы не решить – им остается ждать решений российского правительства. Предприятиям посоветовали объединить усилия и составить список приоритетных продуктов импортозамещения, после чего отправить его властям.

Впервые проблему обсудили на проектной сессии, посвященной развитию Казанской экономической зоны. Она прошла 30 июля в минэкономики РТ в рамках разработки Стратегии-2030. Так, замдиректора ОАО «Зеленодольский завод им.А.М.Горького» по экономическому управлению и анализу Наталья Федорова рассказала, что завод испытывает сложности из-за необходимости поставок импортных двигателей из Германии и Украины, которые устанавливаются как на гражданские, так и на военные суда. Она уверена, что решить проблему импортных поставок судостроительный завод в ближайшие три года сам не сможет. Директор департамента стратегического развития холдинговой компании «Ак Барс» (владеет судостроительным заводом) Валерия Ким добавила, что заменить их отечественными в полной мере не удастся - нет проектных, инжиниринговых компаний и отечественных технологий.

Замгенерального директора по экономике и финансам ОАО «Казаньоргсинтез» Фанис Калимуллин выразил обеспокоенность, что из-за санкций прекратится развитие железнодорожной сети в Татарстане. Между тем, предприятие нуждается в новой железнодорожной инфраструктуре, которую использует для транспортировки сырья и продукции в Камский промышленный кластер. По словам Калимуллина, существующие пути слишком загружены.

Помимо этого, представители этих и некоторых других предприятий, не назвавшие свои имена, в один голос заявили, что зарубежные банки «подрезают» им финансирование инвестпрограмм и что они опасаются ухудшения ситуации. Названия банков на мероприятии не прозвучали.

Модератор дискуссии, гендиректор инвестиционной «Группы Неман» Олег Данилин подтвердил, что до сих пор санкции Евросоюза и их последствия не ощущались, но они сейчас доходят и до банков, с которыми работают промышленные предприятия, и до самих предприятий. «Особенно серьезная экономическая угроза для авиационного кластера, и в частности, гражданской авиации, которая сильно зависима от иностранных поставщиков комплектующих и авионики (бортовое электронное оборудование). Мы находимся в ситуации, когда выполнение гособоронзаказа также находится под угрозой, и пока единого решения нет. На организацию импортозамещения нужны инвестиции», - отметил он. Данилин привел в пример стоимость воссоздания в России одного лишь производства топливных насосов для авиации, аналогичного украинскому - 14 млн евро.

Данилин порекомендовал татарстанским предприятиям определить список обязательных поставок и продуктов импортозамещения и передать их министерству промышленности. "И если речь идет о долгоиграющих проектах, включать эти вопросы в федеральные инвестпрограммы, как это делают предприятия по всей России», - добавил он. По его словам, вопросы, связанные с выполнением гособоронзаказа, все еще разрабатываются на федеральном уровне, и компаниям нужно выделять приоритетные проблемы в сфере импортозамещения, чтобы «совместно выходить на правительство России».

Как рассказал РБК-Татарстан замгенерального директора Ассоциации предприятий и предпринимателей РТ Виктор Дмитриев, выработку стратегии импортозамещения в нефтехимической, химической, машиностроительной и других отраслях Татарстана обсудят на следующем заседании экономического совета при кабмине РТ, предположительно в августе. Однако о решение проблем импортозамещения в гососборонзаказе на заседании не пойдет. «Республика не сможет производить авиа-и судодвигатели, поэтому вопрос с оборонной промышленностью – это общероссийская проблема, и решаться она будет не здесь. В первую очередь, стоит вопрос строительной и пищевой отраслей, когда, несмотря на все возможности производства в Татарстане, мы закупаем сырье и продукцию в других регионах России, и даже за рубежом», - пояснил Виктор Дмитриев. Так, по сообщению министерства экономики РТ, несмотря на тенденцию снижения доли ввозимых сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, на отдельных предприятиях привозное сырье занимает более 80%.

«Вопрос импортозамещения в списке экономического совета РТ планово был давно, и он более широк, чем просто замещение западной продукции, но так совпало – тема актуализировалась», - сказал РБК-Татарстан гендиректор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» Яков Геллер.

«Я бы сказал спасибо Бараку Обаме за то, что мы оглянулись, и поняли, что нужно локализовать бизнес на собственной территории, и развивать собственные технологии. Есть Восток – Корея, Китай, Япония, и эти технологии также можно использовать, и ничего страшного не случится», - добавил Геллер.

Алиса Розанова

Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы