Татарстан, 31 окт 2017, 09:37

Российские страховщики будут зарабатывать на хакерах

Хакерские атаки послужили толчком к развитию в РФ рынока страхования от киберрисков. К 2020 году иметь такие полисы могут обязать крупные госкомпании, а также аэропорты и вокзалы
Читать в полной версии

Вирус-шифровальщик Bad Rabbit атаковавший серверы Киевского метрополитена, одесского аэропорта и ряда банковских структур в РФ вновь поднял тему страхования от кибератак. Эксперты Центра информационной безопасности Университета Иннополис только за лето и сентябрь этого года ежесуточно фиксировали в мире 57 млн событий информационной безопасности, в том числе инцидентов, вызывающих простой бизнес-процессов. В правительстве страны уже прорабатывается вопрос о том, чтобы обязать с 2020 года компании машиностроения, металлургии, авиапрома, судостроения, банковского сектора, а также вокзалы и аэропорты иметь страховой полис информационной безопасности (ИБ). Также в России может быть введен индустриальный стандарт по обязательному аудиту ИБ. В нем будут прописаны условия данного вида страхования, сбора статистических данных, модели расчетов и тарифов. Реализация проекта потребует внесения поправок в Налоговый кодекс и законодательство об организации страхового дела: будет добавлен новый вид страхования.

Полис против хакеров

«Страхование от киберрисков уже существует на российском рынке, но его распространенность крайне низка», - считает директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА» Ольга Скуратова. По словам аналитика, некоторые страховые компании уже сегодня обеспечивают банки, финансовые организации, телекоммуникационные и другие компании страховой защитой на случай атак или сбоев информационных систем.

Поэтому идея введения страхования от киберугроз, по мнению Ольги Скуратовой, – это не столько появление нового вида страхования, сколько способ сделать его более масштабным и массовым. «На сегодняшний день формат такого вида, как обязательный пока не был поддержан представителями Минфина, а значит, от идеи до ее воплощения, если оно вообще состоится именно в том виде, о котором сегодня идет речь, пройдет немало времени», - сообщила представитель «Эксперт РА».

Рассуждая о том, будет ли страхование от киберрисков обязательным или добровольным, Ольга Скуратова отметила, что оно несет в себе определенное количество угроз для страхового рынка и неразрешенных на данный момент вопросов. Во-первых, по ее словам, отсутствует накопленная в достаточном количестве статистика по этому виду страхования, что существенно затрудняет процесс тарификации. Во-вторых, страхование от киберрисков как обязательный вид, как отметила аналитик «Эксперт РА», не будет поддержано ни бизнесом, так как станет дополнительной финансовой нагрузкой для компаний, ни самими страховщиками ввиду высокой неопределенности в части принимаемых рисков и законодательно закрепляемых тарифов. «Дополнительным стимулом для развития этого вида страхования в добровольном формате могли бы стать налоговые послабления. В то же время, актуальность рисков кибератак и сбоев информационных систем нарастает вместе с диджитализацией, которая наблюдается во всех сферах экономики и производства», - подчеркнула эксперт. Поэтому, уточнила Скуратова, можно ожидать, что спрос на страхование от киберугроз будет поддерживаться растущими рисками и объемами потерь от их реализации.

Бизнес видит риски

Директор по глобальным продажам и работе с партнерами «Лаборатории Касперского» Вениамин Левцов в беседе с РБК-Татарстан подчеркнул, что страховая компания предлагает различные условия в зависимости от оцененной степени зрелости системы ИБ клиента. «Возможно, страхователю будет проще и разумнее с точки зрения развития системы ИБ компании, заранее внимательно ознакомиться с системой ИБ компании и внедрить некоторые улучшения, чтобы повысить оценку защищенности и снизить затраты по договору», - уточнил эксперт.

Представитель «Лаборатории Касперского» уверен, что в договоре должен быть максимально ясно отражен критерий серьезности инцидента. Основной же вопрос, по его словам, связан с предметом покрытия. «Договор содержит только устранение последствий инцидента или же покрытие связанных с инцидентом негативных последствий для бизнеса? – этот вопрос должен быть освещен максимально полно», - считает эксперт. В первом случае, по его словам, должно быть приведено описание всех покрываемых страховкой мер по расследованию и устранению последствий инцидента. Во втором – четкое определение того, как установить связь между инцидентом и ущербом для бизнеса.

«Разумеется, обязывающий, регулятивный, подход – то что принято называть compliance – должен создать некоторый вынужденный спрос и соответственно рынок. Но лично я придерживаюсь позиции, что обязательное страхование будет работать только для организаций, владеющих критической инфраструктурой», - высказал свое мнение Вениамин Левцов. В целом, заключают аналитики «Лаборатории Касперского», бизнес начинает все яснее осознавать преимущества страхования, и со временем начнет воспринимать его как один из инструментов обеспечения ИБ и покрытия связанных рисков.

Цена услуги

Степень вовлечения технологий в бизнес растет колоссальными темпами. Это создает дополнительные возможности для бизнеса, но влечет и дополнительные риски, - отметил в беседе с РБК-Татарстан вице-президент страхового брокера Marsh в России Армен Гюлумян. «Поэтому абсолютно без сомнений, что востребованность киберстрахования будет расти с каждым годом», - уверен эксперт.

Отвечая на вопрос издания о том, какие условия должны быть прописаны в договоре страхования от киберрисков, Армен Гюлумян подчеркнул, что для каждого бизнеса есть свои нюансы, которые должны быть учтены в договоре страхования. «Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать основные риски конкретного бизнеса, смоделировать и рассчитать его потенциальные убытки. И уже исходя из этой информации формировать договор», - считает вице-президент Marsh. В противном случае, по его мнению, страхование может оказаться либо недостаточным, либо избыточным и дорогим.

Эксперт обратил внимание на тот факт, что обязательное страхование не ведет к развитию страховой культуры – это доказано как на российском, так и на зарубежном опыте. «Единственное, что может быть приемлемым, – это применение так называемого вмененного страхования, когда полис требуется законодательством, но закон не регулирует тарифы и другие основополагающие условия договора», - уточнил Армен Гюлумян. Их, по его мнению, должен определять рынок.

Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством