В РТ хотят производить беспилотники для минобороны и «Почты России»
Как рассказал замруководителя Центра циркулярной экономики Академии наук РТ Василий Шестюк, в Татарстане запускают производство тяжелых беспилотных летательных аппаратов. Они предназначены для министерства обороны Российской Федерации и «Почты России» и разработаны Академией наук совместно с профильными организациями (группой Sumus).
Для минобороны РФ планируется наладить производство БПЛА «Барс», грузоподъемностью 15, 300 кг и 1 тонну, БПЛА «Летяга» (грузоподъемностью 3,5 кг), для «Почты России» – «Кузнечик», способных перевозить 50, 300 кг и 1 тонну.
По словам Шестюка, беспилотники «Барс» были презентованы на форуме «Армия-2022». Контрактов с минобороны пока нет, однако Шестюк выразил уверенность, что заказчики на БЛПА появятся. А «Почта России», например, может стать заказчиком на выполнение перевозок данными БЛПА, а не их собственником.
Объем производства на первый год запланирован в объеме порядка 300 единиц средних и тяжелых беспилотников: по 100 единиц «Барс-15», «Кузнечик-50» и «Барс-300». Аналоги, по словам Шестюка, есть у турецких производителей. Стоимость 6 турецких дронов, по его словам, составляет порядка $60 млн.
«На это производство мы выходим самостоятельно, со своим финансированием, но в дальнейшем хотелось бы попросить поддержки, как в организации производства беспилотных летательных аппаратов, так и сверхвысокого высокомолекулярного полиэтилена», — сказал Шестюк.
Инвестиции в проект на нулевом составят 1,42 млрд рублей, из которых 250 млн привлечено и на них закупают оборудование. Требуется финансирование на 1,7 млрд руб.
На организацию капитальные затраты в течение года планируется направить 391,1 млн руб., операционные затраты – 4,8 млрд, накладные расходы – 522,6 млн руб. Валовая прибыль, по планам, составит 7,2 млрд руб. Прибыль после возврата производства инвестиций составит 1,4 млрд руб.
На нулевом этапе в Казани развернут производство на территории в 2,9 га. Шестюк отметил, что договоренность с площадкой уже достигнута. На следующем этапе производственные площади планируется расширить за счет территории «Смарт Сити» в Лаишевском районе Татарстана до 12 га, строительство развернется на участке в 38,8 га.Там, по словам Шестюка, планируется создать авиакластер.
Мощность производства за 3 года увеличится до 2 тыс. беспилотников в год. Сейчас в месяц есть возможность производить до 8 БЛПА.
На оборудование, по словам Шестюка, потребуется 5,8 млрд руб. Кроме того, необходимы будут инвестиции в строительство. Он сообщил, что сейчас ведутся переговоры по привлечению федерального финансирования.
«Что представляет собой рынок беспилотных летальных аппаратов, касаемо логистики, то он оценивается в 60 млрд руб. и практически не занят. Мы продемонстрировали средние аппараты по грузоподъемности (линейка «Барс» включает аппараты грузоподъемностью 15 кг, 300 кг и 1 тонна), такие линейки больше никто не может делать, так как не решено много задач, мы их решили», — сказал Шестюк, пояснив, что для производства БЛПА используют двигатели, шины, винты, разъемы, электроконтроллеры и другие детали собственного производства.
Сейчас беспилотники выпускают на основе композитов. По словам Шестюка, в будущем производства может перейти на использование сверхвысокого высокомолекулярного полиэтилена. Первые пробы уже были произведены.
«Переход на этот материал, который можно производить в республике, будет не просто прорывом в технике, которого мы уже достигли, а позволит нашим аппаратам занять прочное первенство в мире, потому что мы будем делать их более эффективными, на 40% по корпусу они будут легче. Плюс этот материал работает в широком диапазоне температур», — сказал Шестюк, отметив также маржинальность данного материала.
Организация производства беспилотников, отметил представитель академии наук Татарстана, позволит создать 1 тыс. новых рабочих мест.
Шестюк сообщил, что производство вошло в экспериментальный правовой режим для беспилотников, введенный правительством РФ. Аппараты сейчас проходят сертификацию. Завершить ее планируется в декабре-январе.
Президент РТ Рустам Минниханов заявил, что намерен посетить производство беспилотников. «Тема беспилотников очень перспективная. Мы дадим площадку и так далее. В особой экономической зоне есть площади, можно заходить и работать. Сегодня беспилотники очень нужны», — сказал Минниханов.
Главный редактор профильного издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов отметил в беседе с РБК Татарстан, что определенные всплески интереса к беспилотной тематике, выражающиеся в появлении подобного рода предложений, возникают периодически. Триггером текущего, считает эксперт, стала проводимая в настоящее время специальная военная операция.
« Компании видят наличие потребностей в технике такого рода и небезосновательно предполагают рост платежеспособного спроса со стороны эксплуатантов. В качестве возможных заказчиков на первом месте называется министерство обороны России, подтверждая высказанный тезис. Наличие потенциальных гражданских пользователей также понятно – беспилотные системы в целом изделия двойного назначения и нередко конвертируются и военных в демилитаризованные и наоборот. Ну, а «Почта России» – это один из основных интересантов продвижения данной технологии в своей логистической деятельности. Тема подогрета СМИ, компании пытаются использовать имеющуюся конъюнктуру для продвижения. Отсюда и появление множества ранее неизвестных названий перспективных проектов», — сказал Федутинов.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан