Татарстан, 12 мая 2017, 13:27

Продуктовые карточки для малоимущих накормят лишь эмитентов карты «Мир»

Программа, стоимостью до 300 млрд рублей, не повлияет на темпы развития сельхозотрасли и ритейл-рынка. Выиграть от реализации проекта сможет только эмитент платежных карт «Мир», - считают эксперты РБК-Татарстан
Читать в полной версии

По мнению генерального директора компании «Мани Фанни» Александр Шустов, программа введения карточек не позволит улучшит продовольственное обеспечение 22,7 млн малоимущих россиян. «Эффект «размывания» средств по бюджетам регионов приведет к тому, что конечные получатели практически не заметят помощи, как и производители, ритейл. Зато в выигрыше останется «Национальная система платежных карт» (НСПК), поскольку эмиссией продуктовых, а по сути - платежных карт, будет заниматься именно НСПК, что позволит выполнить план по эмиссии карт «Мир»», - считает Шустов.

Особенно остро в перечне вопросов реализации программы продовольственных карточек стоит пункт финансирования. Ведомства России уже делали несколько заявлений об объеме расходов на программу продовольственного обеспечения малоимущих. Оценка сокращалась как с 300 до 140 млрд рублей так и 70 млрд рублей, однако точной суммы, от которой напрямую будет зависеть размер индивидуальной помощи, на сегодняшний день нет.

«Предполагается, что большая часть финансирования будет из Минфина РФ, но обсуждался еще и вариант субсидирования программы на региональных уровнях – это значит, что некоторая часть может лечь на плечи местных бюджетов. Возникают риски, что программа не сможет функционировать по всей стране в должной мере. В перспективе, например, финансирование может поступать от того же самого налога на малодетность или бездетность, или от лиц облагаемых налогом за то, что они не работают – все эти инициативы регулярно обсуждаются, но пока не приняты», - отмечает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.

По мнению экспертов, добыть искомую сумму, каких бы размеров она не была, возможно только при условии сокращения финансирования других приоритетных социально-экономических направлений. «Приоритетных, потому что с учетом сокращения расходов бюджета в течение последних двух лет других просто не осталось. Скорее всего, искать деньги придется за счет сокращения объема средств, направляемых в виде субсидий на развитие и поддержку сельского хозяйства. В этом году, например, на поддержку сельского хозяйства в бюджете заложено 216 млрд рублей, то есть суммы соразмерные с теми, что требуются на реализацию программы продуктовых карт», - предполагает Шустов.

Такой метод наиболее перспективен еще и потому, что основной задачей программы является не только поддержка малоимущих, но и стимулирование потребления и производства продуктов питания, так как предусматривается продажа продукции только отечественных производителей. Однако, в результате снижения конкуренции рискует пострадать качество продукции. Что касается операторов выполнения программы, то ими по мнению экспертов могут стать крупные федеральные сети «Пятерочка» и «Магнит». Впрочем, в каждом регионе будут участники и среди местных торговых сетей. Для ритейлеров программа с одной стороны дает плюсы в виде роста реализации. В то же время, программа может обязать их работать с поставщиками, с которыми они, возможно, ранее отказывались иметь торговые отношения.

В России последнее появление продовольственных карточек в девяностые годы было связано с дефицитом продуктов питания. В этот раз Минпромторг РФ планирует взять за основу программы опыт США, где действуют продовольственные купоны, с помощью которых лица, имеющие льготу, могут покупать продукты в торговых сетях. Для большинства развитых и развивающихся стран продуктовые карточки для широких слоев населения - явление из ряда вон выходящее.

Pro
Экономический рост не приводит к счастью, выяснили ученые
Pro
Почему в США теряют интерес к «культуре пробуждения»
Pro
Синдром хронической усталости: что за «зверь» и как его укротить
Pro
Таиланд и Малайзия — новые IT-хабы юго-востока Азии. Что там ждет россиян
Pro
Спасение выгоревших рекрутеров и еще 7 задач HR на 2025 год
Pro
Миллионы людей играют в «тапалки». Может ли инвестор на этом заработать
Pro
Не повторяйте ошибок IKEA: культурный код как оружие в борьбе за рынки
Pro
Чаты без помех: 7 правил переписки в мессенджерах