На земле, в воде и воздухе: экономические прорывы Татарстана в 2017 году
Выступая 21 сентября перед депутатами Госсовета республики с ежегодным посланием, Рустам Минниханов говорил о приоритетных задачах, стоящих перед машиностроителями Татарстана. «В машиностроительном комплексе республики стоит отметить завершение на «Камазе» строительства завода каркасов кабин к 2018 году, запуск производства семейства новых 6-цилиндровых рядных двигателей к 2018 году, вывод на рынок принципиально нового модельного ряда автомобилей Камаз поколения К5 магистрального семейства», - подчеркнул президент.
Кроме того, по словам президента, приоритетными задачами в машиностроении являются серийное производство вертолетов «Ансат» и Ми-38, модернизированного самолета Ту-160, а также увеличение производства и экспорта кораблей.
Покорители небес
Едва ли не самым важным событием авиастроительной отрасли региона в уходящем году стал выпуск первого обновленного стратегического ракетоносца Ту-160 в Казани впервые за 25 лет.
«Это первый новый самолет, выпущенный в Казани в рамках программы модернизации», - сказал президент Татарстана Рустам Минниханов 16 ноября в ходе торжественной церемонии, посвященной выпуску самолета. Производство Ту-160 в Казани было фактически прекращено в 1992 году из-за отсутствия заказов со стороны Минобороны.
Как сообщил командующий Дальней авиацией ВКС России Сергей Кобылаш, в состав воздушного флота Минобороны РФ новый Ту-160 войдет весной 2018 года. «Мы надеемся, что в начале следующего года машина поднимется в воздух, ее переход в состав ВКС состоится после испытаний в марте - апреле 2018 года», - сказал Кобылаш. По словам военного, для возобновления производства стратегических ракетоносцев в Казани потребовалось восстановить ряд технологий, в том числе высокотехнологичной титановой сварки.
Как отметил командующий, в случае удачных испытаний опытного Ту-160 в Казани начнется серийная сборка этих машин под маркировкой Ту-160 М2, которые со временем сменят парк стратегических ракетоносцев ВКС России. Кобылаш также не исключил, что с появлением новой машины количество стратегических ракетоносцев в составе ВКС России может быть увеличено. «Потребность у нас есть всегда, количество самолетов должно соответствовать нашим задачам, которые ставятся Минобороны РФ. Существующие ракетоносцы однозначно будут заменены на Ту-160 М2, и, возможно, будет увеличение в количественном плане», - отметил Кобылаш. Новый Ту-160М2 построен на Казанском авиационном заводе на основе имевшегося на предприятии технологического задела. Как сообщили РБК-Татарстан в пресс-службе Казанского авиазавода, новый самолет достраивался, в том числе, с учетом решения задач по серийной сборке Ту-160М2. «При его создании решались вопросы восстановления технологии окончательной сборки, проверки отдельных технологических решений, отработки новых авиационных двигателей с улучшенными характеристиками. Вылет самолета запланирован на февраль 2018 года», - сказали в пресс-службе. Параллельно на Казанском авиазаводе по заданию Минобороны РФ развернуты работы глубокой модернизации ракетоносцев Ту-160, состоящих на вооружении ВКС России. Вылет первого полностью обновленного Ту-160 запланирован на 2019 год. В состав ВКС он войдет с маркировкой Ту-160М. Программа глубокой модернизации предусматривает, в том числе, полную замену бортового радиоэлектронного оборудования, что даст существенный прирост эффективности использования авиационного комплекса по назначению. Программа модернизации Казанского авиазавода, где возобновлен выпуск Ту-160, предусматривает инвестиции в 40 млрд рублей. Об этом сообщил глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь. «Всего планом предусмотрена модернизация на сумму порядка 40 млрд рублей, помимо восстановления технологий и процессов, которые были здесь 25 лет назад, создается большое количество новых участков и новых цехов», - сказал Слюсарь. По словам президента ОАК, по окончанию модернизации, на Казанском авиазаводе через 2,5 года будет создан принципиально новый индустриальной ландшафт.
«Здесь будут делать самые сложные в технологическом плане самолеты семейства Ту-160, завод будет готов перейти на производство самолетов перспективного комплекса дальней авиации после 2025-2027 года. Это является основной целью технического перевооружения завода», - подчеркнул Слюсарь.
Казанский вертолетный завод в 2017 году отметился прорывными технологиями, но при этом чистый убыток предприятия по итогам 9 месяцев вырос в 2,7 раза до 2,3 млрд рублей.
В уходящем году завод начал сборку 18 вертолетов Ми-8 и «Ансат» по соглашению с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). Машины будут поставлены в регионы для развития санитарной авиации в РФ.
Соглашение на поставку вертолетов «Ми-8» и «Ансат» было подписано между холдингом «Вертолеты России» и ГТЛК в рамках международного авиасалона МАКС-2017, проходившего с 18-23 июля. Документ предусматривает поставку вертолетов в 2018 году. Как сообщает пресс-служба холдинга, Казанский вертолетный завод приступил к производству 6 Ми-8МТВ-1 и 12 «Ансатов».
«Вертолеты для ГТЛК уже заложены в производство. В настоящий момент мы ожидаем постановление правительства РФ о продлении программы развития санитарной авиации», - приводит пресс-служба комментарий генерального директора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского.
Также на авиакосмическом салоне МАКС-2017 разработчики из Казани представили новую версию вертолета «Ансат», способную летать в самых сложных метеоусловиях, причем не только днем, но и ночью.
«Здесь стоит «Ансат», этот вертолет вчера показали президенту России. Вертолет принципиально новый, уже следующего поколения. На нем стоит принципиально новый бортовой комплекс, там нет «будильников» - приборов со стрелочными индикаторами. Он готов летать в сложных метеоусловиях, днем и ночью - на нем оборудование ночного видения», - сказал советник первого заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев. По его словам, на вооружении ВКС России состоят 42 вертолета «Ансат».
«Сегодня потребность в вертолетах, производства Казанского вертолетного завода значительно превышает 100 штук в год. Уже сейчас мы говорим о том, что 200-300 вертолетов нужно будет делать», - отметил советник первого заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев.
Напомним, всего в рамках МАКС-2017 Казанский вертолетный завод получил заказы на 2 новых Ми-38, 6 вертолетов Ми-8МТВ-1 и 19 медицинских «Ансатов», которые будут использоваться в регионах РФ.
В следующем году предприятие планирует собирать первые гражданские вертолеты МИ-38, поскольку на них появился реальный спрос. Об этом 15 сентября сообщил гендиректор завода Вадим Лигай.
«Программа Ми-38 развивается по плану, она реализуется в как в гражданском, так и военном варианте. Есть ряд госструктур, у которых запланированы закупки этих вертолетов. Мы начинаем изготавливать первые вертолеты в пассажирско-транспортном варианте в следующем году», - сказал Лигай. Он напомнил, что пока у Казанского вертолетного завода есть контракт на изготовление военных самолетов МИ-38Т в рамках контракта с Минобороны РФ. «Контрактов на гражданскую модель пока нет, но планы по заключению контрактов есть», - уточнил Лигай.
Судьба кораблей
Татарстан уделяет немало внимания и строительству кораблей. Прогресс судостроения влияет не только на научно-технологическую, но и на социально-экономические сферы и стимулирует межотраслевое взаимодействие.
Зеленодольский завод имени Горького до конца 2017 года сдаст 4 боевых корабля, в том числе два фрегата «Гепард 3.9» для ВМФ Вьетнама.
«В этом году мы планируем сдать 4 судна, - в том числе два фрегата «Гепард 3.9», один малый ракетный корабль, патрульный катер «Граченок», - сказал гендиректор Зеленодольского завода имени Горького Ренат Мистахов на полях форума «Армия-2017», проходившего с 22 по 27 августа. «Кроме, того в этом году мы сдаем два гражданских судна - это скоростные теплоходы проекта А-145», - добавил Ренат Мистахов.
Контракт на строительство скоростных судов А145Е для частных заказчиков из ОАЭ был подписан в 2017 году в рамках Международного экономического саммита «Россия – Исламский мир: KazanSummit 2017». Формально закладка теплоходов состоялась 13 июля 2017 года, однако к тому времени корпуса судов фактически уже были готовы, что объясняет высокие темпы строительства кораблей. Интерес со стороны заказчиков к судам А145Е во многом обусловлен их уникальными мореходными свойствами, конкурентной ценой и высоким качеством сборки, которое обеспечивается на Зеленодольском заводе. Предприятие поставляет боевые корабли для Минобороны РФ в рамках гособоронзаказа, поэтому обладает высококачественным оборудованием и квалифицированным персоналом. Суда А145Е имеют уникальный гидродинамический комплекс, включающий геометрию подводной части корпуса, систему автоматически управляемых интерцепторов, водометные движители с водозаборниками. Это дает возможность судну при сравнительно малой осадке сочетать такие характеристики, как высокая скорость, мореходные качества и топливная экономичность.
Также в рамках форума «Армия-2017» Ренат Мистахов сообщил о том, что Зеленодольский завод имени Горького построит 9 сторожевых кораблей проекта 22100 шифр «Океан» для ФСБ России. «Мы строим суда «Океан», таких планируем построить 9 штук, сейчас в строительстве находятся два, один уже сдали», - сказал Мистахов в беседе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. Сторожевые суда «Океан» обладают высоким боевым потенциалом и способны участвовать в полномасштабных спасательных операциях. По совокупности технических характеристик (скорость – 21 узел, ледовый класс, дальность плавания – до 12 тыс. миль, автономность – 60 суток) корабли не имеют аналогов в мире. Вооружение кораблей включает автоматическую артиллерийскую установку и крупнокалиберные пулеметы. На корме размещена вертолетная площадка и ангар для вертолета типа Ка-27. Корабли оснащаются новейшими электронными системами наблюдения и разведки.
По словам Мистахова, В 2018 году Зеленодольский завод имени Горького планирует сдать около 6 боевых кораблей. «Для нашего завода это не предел, можно было бы сдавать и больше, основной сдерживающий фактор в том, что госзаказ уже спланирован», - пояснил гендиректор предприятия. Также, по словам спикера, завод рассчитывает раскрыть экспортный потенциал малых ракетных кораблей проекта 21632 «Торнадо». «Проект будет очень интересен на экспорт для Туркменистана», - уверен Мистахов.
В беседе с РБК-Татарстан генеральный директор завода отметил, что валовая выручка завода в текущем году перекроет показатели прошлого года. «Прибыль у нас идет с плюсом с ростом в 10% к предыдущему году, в деньгах это около 600 млн рублей. Если говорить о чистой прибыли, здесь есть сложности, поскольку есть некоторые факторы, в том числе модернизация производства», - подчеркнул Мистахов. «Мы работаем над тем, чтобы снизить себестоимость, выйти на серийность кораблей, провести модернизацию», - обратил внимание гендиректор предприятия.
«Камаз» едет на новые рынки
Как сообщил РБК-Татарстан эксперт Объединения автопроизводителей России (ОАР) Юрий Кравцов, в 2017 году автомобильный рынок РФ показал восстановление во всех секторах.
За 10 месяцев этого года предприятие «Камаз» реализовало на российском рынке 25,3 тыс. грузовиков, что на 22% больше аналогичного показателя 2016 года, - сообщили в пресс-службе камского автогиганта.
В 2017 году «Камаз» завершил строительство цехов нового завода, где будут выпускать каркасы кабин для новых грузовиков «Камаз» и Mercedes-Benz, объем инвестиций составил 3 млн рублей. Партнером камского автозавода выступила германская компания Daimler. При этом «Камаз» отвечает за строительство здания, а Daimler – за организацию производства. «На данный момент российский автогигант свои обязательства выполнил: проведены общестроительные работы, подведены инженерные сети, здание обеспечено электричеством и отоплением, также готовы подъезды к заводу кабин и место для строительного городка монтёров оборудования. В строительство завода «Камаз» вложил порядка трёх миллиардов рублей», - сказали в пресс-службе.
Замруководителя Исполкома Набережных Челнов Наталия Кропотова сообщила 7 августа о том, что старт серийного производства намечен на 2019-2020 годы. Она напомнила, что завод каркасов кабин, - самый крупный инвестпроект, который реализуется «Камазом» с момента основания автогиганта. Завод рассчитан на выпуск 57 тыс. кабин в год, общий объем инвестиций составляет порядка 100 млрд рублей. В этом же году камский автозавод выпустил первые опытные грузовики с новым 6-цилиндровым рядным двигателем Р6. «Выпущены первые образцы и собраны первые автомобили «Камаз-5490» с двигателем Р6. В планах на вторую половину года – изготовить опытно-промышленную партию из 200 двигателей Р6. Итогом масштабной работы станут совершенно новые моторы, соответствующие экостандартам «Евро-5» и «Евро-6» и мощностью до 700 л.с., которыми будут оснащаться автомобили «Камаз»», - сказали в пресс-службе.
В планах автопроизводителя - создание спецтранспорт для ритейла. На выставке коммерческого автотранспорта «Комтранс-2017», прошедшей со 2 по 7 сентября, «Камаз» и X5 Retail Group подписали соглашение о партнёрстве. В течение двухлетнего научно-производственного проекта X5 Retail Group выступит консультантом для конструкторов «Камаза» и определит особые характеристики техники для логистики в розничной торговле. Соглашение о партнёрстве в области НИОКР на 2017-2019 годы предполагает разработку и поставку «Камазом» лёгких бортовых автомобилей грузоподъёмностью от 5 до 15 тонн. Также в рамках выставки «Комтранс-2017» лизинговая компания «Камаз» и ООО «Горбуновъ» подписали соглашение о намерениях по заключению договора, цель которого - приобретение в лизинг от производителя 200 автомобилей Камаз в 2018 году.
Кроме того, челнинский автопроизводитель поставит в адрес министерства автомобильного транспорта Туркменистана 250 грузовиков «Камаз-6520» грузоподъёмностью 20 тонн. Об этом сообщает пресс-служба предприятия Постановление о закупке «Камазов» было подписано президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым 29 сентября во время визита в республику российского лидера Владимира Путина.
Уже в мае 2018 года Росавтодор планирует протестировать на федеральных трассах беспилотные грузовики «Камаз» в рамках проекта «Караван».
«Одним из самых перспективных направлений для организации беспилотного движения мы считаем транспортный коридор Европа – Западный Китай». Пилотными участками для обустройства инфраструктуры предполагаются: участок от Казани до города Набережные Челны автодороги М-7 «Волга» и автодорога А-181 «Скандинавия» Санкт-Петербург – Выборг – граница с Финляндской Республикой», - подчеркнул заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов.
Ранее «Камаз» разработал прототип первого в РФ беспилотного грузовика, который проходит цикл испытаний. Беспилотник распознает все дорожные объекты и знаки, хорошо ориентируется по дорожной разметке. Также искусственный интеллект научился узнавать предписывающие и информационные знаки, в том числе указатели на парковки. Одно из назначений беспилотного «Камаза», - движение в составе организованной колонны грузовиков
Наконец, предприятие изготовит для армии 30 военных грузовиков «Камаз-5350», способных выполнять боевые задачи в Арктике. Контракт на поставку машин был заключен 24 августа в рамках форума «Армия-2017» в подмосковной Кубинке. Документ подписали замминистра обороны РФ Юрий Борисов и заместитель генерального директора «Камаза» Сергей Афанасьев. «Поставка запланирована на 2018 год, 30 грузовиков», - сказал Борисов по итогам подписания контракта.
«В целом одна из ключевых задач развития промышленности - использование потенциала оборонно-промышленного комплекса в производстве высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения», - отметил 21 сентября Рустам Минниханов, оглашая ежегодное послание парламенту республики.