Градус 2019-го: рынку алкоголя РТ спрогнозировали рост экспорта и цен
Демография роняет производство
Как рассказал РБК Татарстан директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, объем поставок на российский рынок всех видов продукции сокращается. Тенденцию он назвал ожидаемой и предрек ее сохранение в течение года и в будущем.
«Дело в том, что численность молодежи от 18 до 28 лет в два раза меньше, чем 10 лет назад. Так называемый «пивной демографический кризис», который существовал с 2008 по 2018 годы, перешел в сферу крепкого алкоголя. По прогнозам он продлится до 2030-го», – рассказал эксперт.
По словам Дробиза, аналогичная ситуация сложилась в винодельческом секторе, где дешевые винные напитки замещают вина. «Эта продукция в связи с кризисом и низкими зарплатами отыгрывает позиции вина», – сказал Дробиз.
Татарстан растет
На фоне общероссийского падения отмечается рост производства в Татарстане. В ходе итоговой коллегии Госалкогольинспекции РТ ее руководитель Жаудат Ахметханов рассказал, что АО «Татспиртпром» в 2018 году увеличило, по сравнению с позапрошлым годом, объем производства прочей (кроме водки) алкогольной продукции на 7% до 974,5 тыс.дал. Производство водки выросло на 3% до 8,8 млн дал.
«На полную мощь заработал Усадский спиртзавод. Впервые за последнее десятилетие в 2018 году местным спиртом были обеспечены не только свои ликероводочные производства, но и осуществлялась отгрузка за пределы республики», – сказал Ахметханов.
В течение года «Татспиртпром» отгрузил 253,2 тыс.декалитров спирта. «Такое значительное увеличение связано с тем, что в 2018 году в рамках инновационной стратегии начато производство продукции под собственным брендом на сторонних площадках за пределами республики. К концу года было уже ввезено порядка 60 тыс.декалитров такой продукции», – сказал Ахметханов.
По словам чиновника, год показал неравномерную динамику реализации произведенной в республике водки в разрезе муниципальных образований. Например, в Пестречинском районе объем продаж вырос на 10% к позапрошлому году, в Лаишевском – на 3%, Верхнеуслонском – 2%. В то же время в Агрызском районе реализация республиканской водки сократилась на 9%, в Алькеевском, Кукморском и Спасском – на 8%.
Импорт падает, экспорт растет
По словам Ахметханова, в 2018 году компания «Татспиртпром» на 13% увеличила объем поставляемой на экспорт продукции и обеспечил присутствие во всех регионах России.
«Татспиртпром» проложил дорогу на новые рынки – это Япония, Канада, Корея, Италия и другие страны. В настоящее время компания поставляет алкоголь собственных брендов в 24 страны мира», – рассказал руководитель Госалкогольинспекции РТ.
Глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз сообщил РБК Татарстан, что на российском рынке показатели экспорта стабильны. «Так, вино практически не уходит на экспорт. Отмечу, что вырос экспорт пива. Но и он только возвращается к докризисным показателям», – сказал Дробиз.
Одновременно с этим падает импорт алкогольной продукции. «Единственное исключение – импорт виски, который вырос примерно на 10%. Дело в том, что дешевого импортного алкоголя в России нет в принципе. И только условно обеспеченные люди могут его себе позволить. Поэтому соотношение экспорта-импорта практически не меняется. Рынок между отечественным производством и импортом стабилизировался», – сказал Дробиз.
Республика наращивает пивное производство
Производство пива в 2018 году в целом по Татарстану увеличилось на 2% и составило почти 38,5 млн декалитров. «Поставки в розницу пива республиканского производства по сравнению с прошлым годом выросли на 13% и превысили 7 млн декалитров», – сказал Ахметханов. Продвижение пива местных производителей он назвал одной из задач Госалкогольинспекции на текущий год.
По данным Ахметханова, на 2% выросло производство по казанскому филиалу АО «Пивоварня «Москва -Эфес». Компания на 10% увеличила продажи на территории республики.
Руководитель Госалкогольинвспекции РТ напомнил, что летом 2018 года АО «Татспиртпром» запустил производство пива в Чистополе. «Мощность пивоваренного завода «Белый Кремль» рассчитана на 10 млн декалитров пива в год с возможностью расширения. Общая площадь завода – более 153 тыс. квадратных метров. На заводе «Белый Кремль» производятся собственные сорта пива торговых марок «Белый кремль», «Старая Казань», «CZ», «Кама», «Жигулевское», а также баварское пиво «Kaltenberg» и «Konig Ludwig». По итогам 2018 года на заводе «Белый Кремль» произведено почти 900 тыс. декалитров пива», – сказал Ахметханов.
На ОАО «Булгарпиво», по словам Ахметханова, продолжается падение производства пива и пивных напитков. В 2018 году отрицательная динамика составила 10% к позапрошлому году.
Цены вырастут
Как считает Вадим Дробиз, в 2019 году цены на алкогольную продукцию будут расти, однако рост будет соответствовать ежегодным показателям. По его словам, на повышение стоимости повлияют индексация с 18 до 20% НДС, и инфляция.
«Каждый год алкоголь дорожает в среднем на 5-10%. Это нормальный инфляционный рост. В этом году ситуация может немного корректироваться в пользу увеличения. И коснется это, в первую очередь, более дешевых напитков. Так, дорогой импортный алкоголь подорожает на 5-7%, а дешевый может вырасти в цене на 15-20%. Вино может подорожать на 15-20%», – сказал Дробиз.