Татарстан, 31 авг 2020, 13:46

Татарстан сократит объем нефтедобычи в рамках соглашения ОПЕК+

Показатель нефтедобычи по итогам текущего года будет ниже, чем в 2019-м, когда было добыто 36,6 млн тонн нефти. Власти РТ заявили об актуальности разработки трудноизвлекаемых запасов
Читать в полной версии

Сегодня в Казани открылся Татарстанский нефтегазохимический форум. Президент Татарстана Рустам Минниханов сообщил, что, начиная с 1943 года, в республике было добыто 3,4 млрд тонн нефти. С 2006 года начата добыча сверхвязкой нефти – в общей сложности 10 млн тонн. В 2023 году планируется добыть 20-миллионную тонну.

«С каждым годом поиск и разработка новых нефтяных месторождений становится все труднее. На фоне ухудшения качества сырьевой базы растет себестоимость добычи, сокращается количество вновь открытых месторождений, компании активно включаются в разработку трудноизвлекаемых запасов», – сказал Минниханов.

Вопросы развития сырьевой базы в настоящее время актуальны не только для российской нефтегазовой промышленности. Эта тема является одним из приоритетных направлений научных исследований для всей мировой нефтегазовой промышленности. «Все чаще отечественные и зарубежные авторы посвящают свои работы феномену восполнения ранее истощенных запасов. Понимание этих механизмов поможет нефтяникам вырабатывать технологически и экономически эффективные способы продление периода разработки старых месторождений», – сказал Минниханов.

По словам главы минпромторга РТ Альберта Каримова, в прошлом году было добыто 36,6 млн тонн нефти. Прирост был достигнут, в том числе, за счет добычи сверхвязкой нефти. В 2020 году показатели по нефтедобыче будут скорректированы в рамках соглашения ОПЕК+.

По словам гендиректора Федеральной комиссии по запасам полезных ископаемых Игоря Шпурова, с 2003 по 2018 годы технологические запасы нефти в России выросли на 9,2 млрд тонн. При этом 30% прироста запасов обеспечили новые месторождения. 60% вновь открытых месторождений уже разрабатываются.

По данным Шпурова, проведенная по поручению президента России инвентаризация показала: в стране разрабатываются свыше 1,9 тыс. месторождений, разведываются – 776. Объем технологически извлекаемых запасов составляет 28,5 млрд тонн, а рентабельных (по оптимистичному сценарию, сформированному в середине 2019 года с заложенной ценой на нефть $65 за баррель) – 18,6 млрд т, по пессимистичному (разработанному минэкономразвития с ценой 40 долл./баррель) – 10 млрд. Страна обеспечена технологически извлекаемыми запасами нефти на 55 лет, рентабельными – 35 (оптимистичный прогноз) либо 19 лет (пессимистический).

Пессимистический сценарий предполагает при сохранении текущих объемов нефтедобычи в 500-520 млн тонн в год, то с 2023 года показатели начнут снижаться. По оптимистическому сценарию рентабельных запасов хватит, чтобы поддерживать текущие объемы нефтедобычи до 2040 года.

Шпуров добавил, что в 2009 году доля инновационных технологий в суммарной нефтедобыче занимали 35%, увеличившись в прошлом до 65%. «Это один из тех драйверов, который позволит вовлечь те запасы в разработку, позволив стабилизовать ситуацию до 2040 года», – сказал Шпуров.

Среди факторов, которые позволят стабилизировать ситуацию до 2040 года, он назвал благоприятную экономическую конъюнктуру, совершенствование технологий добычи и горегулирование. После 2040-го – это разработка технологий, позволяющих экономически эффективно вовлекать в разработку трудно извлекаемые запасы, обеспечение прироста экономически эффективных запасов за счет геологоразведочных работ и госрегулирование для разработки новых технологий и геологоразведки.

Pro
Дважды в день необязательно: как правильно чистить в зубы
Pro
Работа без роли: зачем и как внедрять систему «плавающих» должностей
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
«Стесняюсь сказать»: 38 готовых фраз на все случаи жизни
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Honda и Nissan станут одной компанией: зачем это нужно и что будет дальше