Татарстан, 02 дек, 11:21

Фондовый рынок: куда инвестировать татарстанцам в 2026 году

На фондовом рынке ожидают, что долгосрочное инвестирование окажется одним из трендов 2026 года. На биржу могут выйти новые компании, в том числе из Татарстана
Читать в полной версии

В 2026 году для инвесторов откроются новые возможности. Этому в том числе будет способствовать дальнейшее снижение ключевой ставки. Такое мнение озвучил президент – председатель правления финансовой группы «Финам» Владислав Кочетков в интервью РБК Татарстан. Помимо изменений востребованности инструментов инвестирования, 2026 год может стать перспективным для выхода компаний на биржу.

Как изменится инвестирование

Какие тренды в инвестициях, на ваш взгляд, будут особенно актуальны в следующем году?

— Рынок будет сложным. Никто не отменяет геополитическую напряженность, даже если мы продвинемся в мирном процессе, все равно останутся высокая волатильность, вопрос сбалансированности бюджета, новый налоговый режим, который будет давить на бизнес.

Будет то, что трейдеры называют «пилой»: колебания в течение дня на несколько процентов, в течение трех месяцев, возможно, на десятки процентов. На таком рынке, как правило, хорошо зарабатывают алготрейдеры, торговые роботы – алгоритмы, которые «ловят» доходности, может быть, в копейку, может быть, в полкопейки. Но совершая сотни тысяч и миллионы сделок в день, они заработают. Таким образом, первое направление – это алгоритмистика. И либо вы делаете свой алгоритм, либо присоединяетесь через фонд к существующему. На этом можно будет заработать.

Второй тренд – долгосрочные инвестиции. Мы живем в эпоху снижающейся ключевой ставки, и на рынке облигаций возникает много интересных идей. Средний депозит сейчас, наверное, в районе 16%, на рынке облигаций средний бизнес размещается под 26-28%. Можно рискнуть и дать в долг среднему бизнесу, можно взять высоконадежные облигации, даже облигации федерального займа, и зафиксировать доходность на уровне 18-20% в долгосрочной перспективе. Дорогие депозиты у нас закончатся: мы ожидаем, что ключевая ставка к середине года будет в районе 14%.

Владельцы депозитов увидят, что доходность уже не 22%, а 13−13,5%, и рынок облигаций с его ставками станет интересным. Достаточно много людей придет, и частично они поддержат рынок акций за счет дивидендных идей. Российские компании платят неплохие дивиденды, эти бумаги привлекут достаточно много инвесторов. Но рынок, конечно, будет сложный, нервный. В таком случае всегда базовый совет – купить и в идеале забыть. Когда вы приобрели акцию, и она через неделю стоит минус 15% – это воспринимается тяжело. А если вы этот эпизод пропустили и зашли через год, когда она уже плюс 40% – как-то комфортнее. Поэтому готовьтесь: обладатель крепких нервов зарабатывает.

Какие еще виды инвестиций будут востребованы?

— На российском рынке есть выраженный интерес к новым идеям, инвесторы очень активно покупают акции американских технологических компаний на этапе pre-IPO, например, Anthropic, Circle и Kraken. Часть таких компаний вышла на IPO, другая еще нет. Мы за час собираем по $10-15 млн. Можно и больше, но акций нет, потому что они продаются ограниченными объемами.

В России тоже сильный ИТ-сектор. У нас есть хорошие идеи в плане импортозамещения, развития искусственного интеллекта, инфраструктуры – те же самые дата-центры, компьютеры и так далее. Новые идеи, интересные ИТ-компании будут востребованы. В том числе, я думаю, из Татарстана. У нас, кстати, ни одной локальной компании нет в работе. На мой взгляд, это один из регионов, который может активно выходить на биржу.

Новые компании будут востребованы, пусть и не все. У нас в этом году IPO практически не было. Неплохо разместился «Дом.РФ», прошло размещение девелопера GloraX, но это не совсем акции, это ближе к облигациям, то есть с гарантией выкупа при отрицательной динамике акций. Сейчас ожидается IPO компании «Базис».

Initial Public Offering (IPO) – первичное публичное размещение акций компании на фондовой бирже. Как правило, в процессе подготовки к IPO компания становится публичной – существенно меняет отчетность в сторону прозрачности.

Pre-IPO – предварительное публичное размещение. Это этап финансирования частной компании до ее выхода на биржу (IPO), когда инвесторы вкладывают средства в еще непубличные ценные бумаги компании.

Риски и инвестиционный портфель

Каков ваш прогноз по ставке на следующий год?

— К середине года – 14%, к концу – 12-12,5%. Все-таки инфляция в России все еще достаточно высокая, плюс вопросы бюджета, экономика балансирует на грани технической стагнации. Мы сейчас из нее переходим, похоже, в техническую рецессию. Это, конечно, будет давить на рубль и ограничивать возможности Центробанка по снижению ставки.

Как такая ставка отразится на количестве инвесторов, объеме средств на рынке?

— На рынке это приток ликвидности, появление новых инвесторов, больше в облигациях. Во вторую очередь, в дивидендных акциях и прочих сегментах. Все-таки российский рынок достаточно тонкий, появление дополнительных денег может сильно двигать отдельные бумаги по котировкам, могут появляться и новые точки роста во втором эшелоне.

Какие риски будут в следующем году?

— Независимо от мирного процесса мы видим, что настрой Евросоюза по отношению к России достаточно негативный. Прессинг страны сохранится, даже если отношения с США улучшатся. А санкции давят на Россию достаточно сильно – та же самая нефть, дисконт у Urals к Brent – это эффект от санкций.

Новости геополитики будут сильно влиять на рынок. Мы видим, что 28 пунктов президента США Дональда Трампа в моменте двинули рынок вверх процентов на пять, в итоге – резкий выраженный позитив. Любой негатив тоже давит на рынок.

Второе – бюджетные проблемы. Бюджет все еще не до конца сбалансирован, мы много тратим на оборонно-промышленный комплекс. Скорее всего, в силу бюджетных проблем и санкционного давления мы все-таки увидим ослабление рубля.

Это тоже повлияет на экономику в целом. Если мы продвинемся с точки зрения заключения мира с Украиной, а я надеюсь, это произойдет, у нас изменится рынок труда. Сейчас он дефицитный. Когда в экономику вернутся участники СВО, то возникнет два вызова. Первый – сохранить выросшие на фоне дефицита зарплаты. Второй – их нормальное трудоустройство, интеграция. Это будет влиять на весь бизнес, на всю экономику.

Как в этих условиях сбалансировать портфель?

— Первая часть – валютная составляющая, но тут я рекомендую хранить деньги преимущественно в той валюте, в которой вы зарабатываете и тратите. Как минимум, 50% в рублях, можно даже 70%. Валютная часть – юань, он для нас безрисковый с точки зрения санкций. Возможно, немного доллара, но не евро. Во-первых, есть проблемы в экономике еврозоны, во-вторых, евро не очень ликвидный как валюта.

С точки зрения инвестиций, все зависит от вашего риск-профиля, агрессивности, сколько вы хотите заработать, сколько готовы потерять. Я по-прежнему рекомендую иметь большую часть облигационного портфеля, то есть сформировать сейчас и зафиксировать доходность долгосрочно.

Можно к комплектационному портфелю добавить фонды недвижимости, те, которые делают склады для Wildberries, Ozon и прочих. Там доходность сейчас, наверное, 16-18%. В сравнении с депозитом, это немного, но если зафиксировать эту доходность на 3-5 лет – это очень хорошая инвестиционная идея. Плюс дивидендные акции.

Я бы посмотрел на криптовалюту. Следующий год будет непростым, многие ожидали так называемую криптозиму. Крупные майнеры, которые аккумулируют большие объемы криптовалют, будут постепенно переводить их в обычные. Выйти в доллар, а из него в рубль – это востребовано. Будут достаточно большие продажи, и я бы на просадках докупал. Если у вас горизонт инвестирования 2-3 года, криптовалюты интересны, это уже объективная ценность, которую можно купить дешевле. Но если вы спекулянт, это тоже имеет право на существование.

Какие компании могут выйти на IPO в 2026 году

Какие отрасли, на ваш взгляд, станут наиболее привлекательными для инвестиций?

— Я думаю, в следующем году неплохо себя будет чувствовать розничная торговля, потому что реально располагаемые доходы населения продолжают расти. Дефицит на рынке труда сократится не быстро, и рост зарплат в России продолжится. Соответственно, если у населения больше денег, оно больше покупает, больше путешествует. Здесь также выигрывает транспортная отрасль, в большей степени авиаперевозки.

Если мы перейдем к мирному процессу, у участников СВО появятся новые социальные программы, скорее всего, они будут связаны с недвижимостью. Плюс восстановление новых регионов – это стройка, дороги, инфраструктура. На самом деле в России открывается много новых возможностей, они капиталоемкие.

Изменится ли ситуация с IPO в следующем году?

— Должна измениться. Почему российские компании не очень активно выходят на биржу? Во-первых, на них давила высокая ключевая ставка. Усредненная доходность, на которую рассчитывает инвестор – 20-25% годовых с рисками. Когда вы можете под 22% вложиться в банк со страховкой, вам не надо вкладываться в IPO.

Ставка снижается, соответственно, инвесторы ищут большие доходности, спрос на IPO будет расти. Но ни одна российская компания после IPO не выросла, то есть практически все компании торгуются ниже цены на выходе.

Как думает нормальный инвестор? Компания хорошая, выйдет на IPO, а потом я куплю акции дешевле. Собственник компании хочет заработать больше, он продает свои акции дорого. И сейчас идет напряженный диалог между инвестиционными банками и компаниями, которые говорят – разместитесь по цене минус 20% от «хотелок», ваши акции вырастут, наши клиенты заработают, рынок IPO будет с позитивным имиджем, и вы потом еще больше заработаете, но пока жадность побеждает. Посмотрим, получится ли найти компромисс с эмитентами.

Сейчас рынок целиком внутренний, и задача компаний, которые хотят на IPO – заслужить доверие российского инвестора. Нужно дать ему возможность заработать.

В каких отраслях ждать выхода на IPO?

— Я жду, что будет много размещений от ИТ-отрасли. Там пока затишье, потому что налоговый режим поменялся неожиданно. Компании пересматривают свои бизнес-модели, ИТ-отрасль по-прежнему выигрывает от импортозамещения. Ожидаем, что будет несколько IPO от крупных и крупнейших компаний.

Я жду IPO «Сибура». Скорее всего, там будет небольшой объем. «Сибур» разместит 3%, максимум 5% акций. «Сибуру» деньги не нужны, но у компании есть социальная ответственность. У нас есть поручение президента по увеличению капитализации фондового рынка. И когда выйдет «Сибур» – он, скорее всего, будет стоить дороже «Газпрома». Капитализация рынка вырастет – если не удвоится, то сильно увеличится. Есть вероятность, что могут разместиться «Уральские авиалинии».

Также могу сказать по тем, с кем мы общаемся. Есть ИТ-компании, есть компания из ритейла, торговые сети, производители продуктов питания. Есть компания в Татарстане, которая производит растительные чаи и очень быстро растет.

IPO будет больше, я не думаю, что будет бум, но ожидаю, что в следующем году от 16 до 20 выходов на биржу мы увидим. На самом деле, на развитых рынках, например, в США, столько за неделю происходит. Мы пока тут отстаем. Если взять банковский сектор, платежи и прочее, мы уже давно обгоняем Америку и Европу. Сейчас осталось догнать инвестиционный сектор.

Что можно сделать, чтобы компаний, выходящих на IPO, стало больше?

— Во-первых, налоговые льготы, во многих странах они есть. Например, есть практика Израиля. Была проблема – израильские айтишники уезжали в Америку. Ввели налоговые льготы и даже определенную гарантию доходности.

Льготы, связанные с кредитами. Если компания развивается и претендует на гранты, льготные и государственные кредиты, должно быть совместное финансирование, часть привлекается через IPO, часть – через кредитное финансирование.

Важный момент, конечно, приватизационные программы. Компании, которые находятся в собственности государства, должны вводиться на биржу и приносить доход и бюджету, и инвесторам.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Скидки и акции больше не спасают: как разработать собственную стратегию
Как продвигать частную школу в России
Какие шаги нового руководителя позволяют преодолеть недоверие команды
5 главных ошибок на ПСН: за что можно попасть на штрафы и доначисления
«Ценовые ножницы»: что ждет российских нефтяников в 2026 году
Налоговая отказывает в регистрации ООО тем, кто попал в «черный список»
К вам придут раньше. Почему подрядчику не стоит слепо верить госзаказчику
Когда массовый адрес контрагента привлечет внимание ФНС