Татарстан, 06 апр 2023, 09:37

Обстановка располагает: как рестораторы Казани ищут замену мебели IKEA

Казанские рестораторы после ухода западных компаний переориентировались на Китай. Из КНР завозят мебель для заведений, электрооборудование и другие товары
Читать в полной версии

Перспективным видится российский мебельный рынок, рассказал в интервью РБК Татарстан основатель ресторанов «На крыше», «4 кухни», сооснователь «Ван Гог» Константин Кудрявцев.

Из Швеции в Китай

— В 2022 год российский рынок покинула компания ИКЕА. Ее уход был ощутим для рестораторов?

Пожалуй, уход именно этой компании был наиболее ощутим. Но часть номенклатуры выпускалась в России, и производители быстро сориентировались и начали поставлять продукцию на различные маркеплейсы, где ее можно найти и купить. Хотя появилось и много аферистов, якобы предлагающих икеевский ассортимент. С одними мы даже успели столкнуться, заказав чайники для заведений и ничего не получив.

По каким-то позициям, естественно, приходится «донашивать». Но ничего страшного не произошло. По сравнению со всем тем, через что прошел общепит за последние несколько лет, уход IKEA совсем незначительное событие. У наших производителей появился шанс на замещение и начало производства товаров из ассортимента шведского гипермаркета, которые можно выпускать в нашей стране. Да, в их матрице были позиции, которые невозможно произвести в России, например, изделия из бука, ротанга и других материалов, которых просто у нас нет. Но все остальное можно заместить.

Сейчас мы перестраиваем летнюю веранду в ресторане «На крыше». Мебель мы установим российскую. Весь свет мы заказали и везем из Китая. Это позволяет нам ощутимо выиграть в затратах. Если бы эти же товары мы заказали здесь, то цена была бы раза в 4 выше, чем при закупке в КНР.

— Нет ли затруднений в логистике с Китаем? Они сняли все коронавирусные ограничения?

Все работает. В рамках процесса импортозамещения сейчас открылось огромное количество каналов. Объемы поставок, которые и раньше были огромными, выросли еще больше.

— Какие еще позиции, помимо света, рестораторам выгодно заказывать в Китае?

В основном, это микроэлектроника: различные пульты, светодиодные ленты, кнопки, трансформаторы и так далее. Однако не все товары можно использовать, поскольку есть такая вещь как сертификация.

Очень хорошо заказывать из Китая мебель. Однако есть некоторые ее виды нецелесообразно везти оттуда. Например, я бы хотел заказать там красивые столы. Но поскольку они тяжелые, то затраты на логистику поглотят выгоду, которую дает их цена. Другое дело – декоративные элементы, фурнитура для мебели. Например, австрийская компания Blum в 2022 году приостановила поставки в Россию, но появились китайские аналоги, которые стоят в 4 раза дешевле.

Мебель по-русски

— Российские производители могут предложить рестораторам достойную мебель для оформления залов?

Я считаю, что мебель – это сейчас мощнейшая точка роста для российских производителей. Помимо ухода ИКЕА, есть очень много факторов для того, чтобы мебельный рынок начал меняться. Старые игроки, которые производили старомодные изделия из некачественных материалов, будут схлопываться в отличие от тех, кто будет поставлять стильную и качественную продукцию по оптимальным ценам.

При этом нет даже нужды изобретать велосипед. Например, есть иностранный бренд, у которого один диван стоил порядка 3 млн рублей. И появились ребята, которые создают не менее привлекательную визуально продукцию, которая стоит раз в 10 дешевле. Хотя таких производителей пока мало. Но, к счастью, у нас сейчас есть обширная открытая витрина – всевозможные мебельные выставки, видео в интернете и так далее. Конечно, заниматься копированием импортной продукции не стоит, однако можно вдохновляться лучшими примерами.

— Отечественная продукция стоит дешевле импортных аналогов?

Если сравнивать с европейской продукций, то российская, конечно, гораздо дешевле. В случае с китайскими производителями это происходит не всегда. Все зависит от материалов, так как некоторые приходится импортировать, как и оборудование для изготовления мебели. Кроме того, российские производители не могут поставлять на рынок продукцию в таких гигантских объемах, как Китай. В процессе поиска поставщиков я вижу, что многие российские производители закладывают слишком высокую маржинальность. В результате, разница в цене с китайской продукцией может быть в разы.

— Какова ситуация с импортозамещением оборудования для кухонь ресторанов?

У оборудования есть такое понятие, как цикл работы и замены, и он, к счастью для рестораторов, достаточно продолжителен. Поэтому часть оборудования у нас, как работала, так и работает, и продолжит работать еще в течение нескольких лет. По некоторым позициям мы нашли аналоги. Например, были у нас индукционные плиты одной фирмы, стали другой. В принципе, никаких проблем нет.

Ротационный рынок

— Чего рестораторы ожидают от 2023 года?

Самым жестким испытанием для нас был локдаун в период пандемии коронавируса – в 2020 году. После него мы, пожалуй, готовы ко всему. Несмотря на то, что мы не знаем, чего ожидать, подобные события помогают не строить глобальных планов, мечтаний, но быть благодарным за то, что есть – бизнес работает, команда сохранилась и даже стала более сплоченный.

В последние годы мы фиксируем положительную динамику по всем показателям. Прошлый год, вообще, оказался рекордным. Вероятно, сыграл роль тот факт, что многие люди не поехали отдыхать за границу, возросла роль внутрироссийского туризма, и Казань приняла огромное количество гостей. В этом году мы не ушли в минус в феврале, хотя этот месяц для ресторанной сфере является самым низким.

— Какая стратегия для развития ресторанного бизнеса в текущих реалиях, на ваш взгляд, является наиболее эффективной?

На мой взгляд, иногда следует идти в противофазе. Распространенная ошибка, когда снижаются показатели в бизнесе, то предприниматель начинает экономить на персонале, продуктах. Мы пошли противоположным путем: обновили пул поставщиков, улучшили качество продуктов. Во-вторых, мы несколько увеличили фонд оплаты труда, что позволило схантить с рынка специалистов более высокого уровня, усилили систему мотивации и увеличили время на обучение сотрудников.

— Какая ситуация, на ваш взгляд, сейчас сложилась на рынке казанского общепита?

Я думаю, что тот момент, когда заведения активно закрывались, уже в прошлом. Мы вернулись в стандартную ротационную историю, поскольку ресторанная сфера – самая высокорисковая, где больше всего закрывается объектов.

По грубым подсчетам, порядка 80% открывшихся заведений закрываются в течение первого года работы, еще 80% из оставшихся – прекратят работу в течение второго года работы. Первые, как правило, закрываются потому, что неправильно посчитали деньги, неверно составили финплан, плюс – было множество партнеров, отсутствие команды, неверное выбранные локация и концепция. В течение второго года, как правило, закрываются те, кто пытался не сдаваться, подпитывал заведение за счет другого своего бизнеса.

И сейчас я не слышу громких анонсов об открытии супербольшого количества заведений. Пожалуй, статистика закрытий сейчас несколько снижается. Это происходит за счет роста доли на рынке тех заведений, которыми управляют опытные игроки, так как сети постепенно растут.

— То есть сетевикам развиваться проще?

В каком-то смысле, да. Во-первых, для тебя готовят локацию, в определенной части, и персонал. Во-вторых, при наличии бэкграунда человеку гораздо проще зайти в выигрышную локацию, например, в ТЦ, нежели новичку.

— А известные сети, например, московские, на ваш взгляд, активно стремятся зайти в Казань?

Насколько я могу судить, нет. Я знаю цифры московских заведений, и периферия им неинтересна. Все их показатели для Казани нужно разделить на 10. По моим данным, те заведения, что работают под брендами московских сетей, открылись по франшизе, так как местный игрок хотел проверенную концепцию и модель, известный бренд. Но для московский сетей Казань неинтересна, так как цифры совершенно другие.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
Экономика «скуфов». Почему мужчины в мире становятся все беднее