Год восстановления, 07 фев 2022, 12:32

Тихая зима: жители РТ перестали скупать косметику перед праздниками

К началу 3-го года пандемии бизнес говорит о постепенном истощении запаса прочности. Возникают сложности в работе с офлайн-сетями. В 2021 году производители косметики не фиксировали традиционный бум продаж перед праздниками
Читать в полной версии

К началу третьего года пандемии бизнес говорит о постепенном истощении запаса прочности. Возникают сложности в работе с офлайн-магазинами. В 2021 году производители косметики не фиксировали традиционный бум продаж перед праздниками

Как рассказала РБК Татарстан Олеся Мустаева, основатель и владелица казанской компании, производящей продукцию под различными брендами, в том числе брендом «Мастерская Олеси Мустаевой» и «Она Иная», в допандемийные годы к новому году и другим зимним и весенними праздникам на отгрузку продукции выстраивались очереди. В прошлом году ситуация кардинально изменилась. Кроме того, на фоне активного развития онлайн-маркетплейсов возникают сложности с офлайн-сетями, в результате которых страдает имидж производителей.

2 года пандемии

— Мир на протяжении почти 2 лет живет в условиях пандемии. Как покупательское поведение, объем и структура спроса на косметическую продукцию трансформировались под влиянием COVID-повестки?

Уже на первых этапах пандемии стало понятно, что рынок не станет прежним. Так и произошло. Если до пандемии доля онлайн-продаж была меньше офлайн, то сейчас она стала доминирующей. Покупатели перестали бояться интернета. Вынужденно люди стали делать заказы через интернет. Большая часть неготовых к этому ранее людей оценили удобство онлайн-шопинга. Как следствие, количество маркетплейсов начало расти – многие из них появились за последние 2 года. Интернет-площадки прилагают усилия, чтобы стать максимально удобными.

Если говорить о структуре спроса, то статистика такова, что люди стали покупать больше средств для глаз, поскольку ношение масок заставило женщин начать в макияже делать акцент на глаза. Кроме того, сейчас начинает доминировать спрос на уход за кожей с воспалениями. Люди узнали, что такое микрофлора кожи, о влиянии ношения масок на микробиоту кожи. Еще один тренд – спрос на мультифункциональные средства, когда человек приобретает не несколько тюбиков, а один.

— Как изменилась покупательская способность в период пандемии?

Ситуация разнится в зависимости от групп покупателей и ситуации в регионе проживания. В некоторых субъектах действовали продолжительный локдаун, жесткие ограничения, закрывались предприятия. Там покупательская способность снизилась. Работающие удаленно продолжали совершать покупки.

Прошлогодние новогодние и весенние праздники прошли относительно спокойно в противовес ожидаемой черной пятнице. В этом году мы зафиксировали некоторое оживление. В прошлом году с января по март все будто бы замерло, а потом это продолжилось, став естественным положением дел. Мы не зафиксировали разницы между февралем и апрелем, тогда как в предыдущие годы на отгрузки выстраивались очереди. Какой будет ситуация в этом году, мы скоро узнаем, но в январе картина достаточно печальная.

— Как отреагировали производители косметики на изменения, которые привнесла за собой пандемия?

В 2021 году мы столкнулись с дефицитом кадров. Пандемия открыла для людей возможность работать дистанционно из дома. Многие оценили такую возможность положительно. И вакансий с удаленным форматом работы открылось очень много. Появилось множество предложений для курьеров и других специалистов, в результате, число желающих работать на производстве сократилось.

Кроме того, мы столкнулись с проблемой простоя грузов на границах. Это привело к повышению в разы стоимости компонентов, которые даже не являются ценообразующими. Некоторые производители сырья за последние полгода дважды повышали цены. В результате, производители, мы в том числе, оказались между двух огней. С одной стороны, повышение цен на сырье, с другой – договоренности с сетями, согласно которым мы не можем повышать цены на продукцию более чем на 5-10%, например.

В результате, мы ускорились в переходе на автоматизацию. За последние 2 года многие производственные процессы были автоматизированы и сейчас эта работа продолжается.

Бренд «Мастерская Олеси Мустаева» – российский косметический бренд, специализирующийся на производстве средств по уходу за кожей и волосами, а также моющих и чистящих средств для дома. Годовой оборот компании за 2020 год составил 125 млн рублей. Производственная площадь составляет 2,5 тыс. м². Ежегодно компания производит около 150 тонн косметической продукции. Ассортимент производимой продукции составляет около 270 наименований. На сегодняшний день продукция «Мастерской Олеси Мустаевой» реализуется по всей России, а также в странах СНГ и Таможенного союза. Не более 2% продукции реализуется через официальный интернет-магазин. Продукция компании представлена на российских маркетплейсах.

Онлайн и офлайн

— В период пандемии начался бум развития электронной торговли. Вы сокращали присутствие в офлайн-сетях?

Сами мы, как компания, не являемся прямым поставщиком ни на одном маркетплейсе. С площадкой работают наши партнеры. Они начали поставлять на них нашу продукцию еще до того, как это стало мейнстримом. С началом взрывного роста продаж маркетплейсов мы не прекратили наши договоренности с партнерами. Но на рынке подобные прецеденты были.

Если говорить о сегменте офлайн, то сокращение происходит естественно: некоторые наши партнеры покинули рынок. При этом поступают запросы на партнерство от нового бизнеса. То есть происходит обновление.

Олеся Мустаева (в середине)

Вообще, если говорить об онлайн- и офлайн-торговле, то мы оказались зажатыми. На фоне растущего e-commers офлайн-сегмент испытывает негодование. Онлайн-торговля – это достаточно агрессивная политика на рынке, демпинг цен, который, по сути, осуществляется нейросетями. Это жесткие условия: либо вы участвуете в акциях, теряя на скидках, либо теряете на увеличенной комиссии за отказ участвовать в акциях. На маркетплейсах это нормальная практика.

В офлайн-сегменте на фоне развития маркетплейсов растет негодование, поскольку клиенты открыто говорят, что им удобнее разместить заказ на крупной площадке. Негатив небольших офлайн-партнеров концентрируется на производителе. Порою это выливается в интернет.

Многие компании, действительно, вышли на онлайн-площадки, отказавшись от услуг партнеров. У нас такого не произошло. Но негатив, который распространяется в офлайн-сегменте, затронул и нас. Надо сказать, что речь идет о микробизнесе. Причем, чаще всего женском, многое происходит на эмоциях. Представьте, что какой-то магазин в своих соцсетях начинает «полоскать» производителя бренда. На имидж компании накладывает отпечаток. Хотя, по сути, мы просто отгружаем продукцию и офлайн-магазинам, и маркетплейсам. Мы оказались в тисках, что очень непросто.

Сейчас появляется большое количество маленьких компаний, которые утверждают, что никогда не выйдут на онлайн-площадки. Такие заявления делать легко, когда ты никогда там не присутствовал и у тебя нет действующего договора с партнером, ведущим бизнес на маркетплейсе. Вот так сейчас меняется рынок.

На данный момент мы прорабатываем новую стратегию поведения. Выбираем те компании, которые видят преимущество в том, что мы не являемся новичками на рынке. Которые ценят нашу прозрачность, качество продукта, открытость к коллаборациям. На рынке еще много открытых для нас возможностей.

— В Татарстане осенью прошлого года начали действовать QR-пропуска в ТЦ, в которых расположено большинство гипермаркетов косметики и парфюмерии. Это оказало негативное влияние на офлайн-продажи?

Учитывая, что QR-коды были введены не во всех регионах, то там, где этого не произошло, ситуация была стабильной. Там, где они начали действовать, небольшое падение было, но не критичное. Возможно, это было связано с тем, что весь этот мелкий бизнес извлек урок из 2020 года и быстро переориентировался на доставку. В результате, введение QR-кодов не стало для них критичным.

— Пандемия привела к закрытию границ между странами. Не было ли трудностей или даже перебоев с закупкой сырья, оборудования для производства?

Наиболее сложным были апрель-май 2020 года. В то время у нас были большие запасы сырья – на 3-4 месяца бесперебойной работы. Сейчас ситуация другая – из-за простоя грузов на границах цены на сырье растут темпами, которых ранее мы не видели. Было и такое, что компоненты просто пропадали с рынка. Их не могли найти ни пищевики, ни производители косметических средств. В прошлом году часто приходилось самостоятельно импортировать сырье. Благо, такой опыт у нас уже был и мы вновь им воспользовались.

— Эта ситуация не стимулировала российских производителей сырья?

Я не заметила всплеска. Мы всегда использовали отечественные компоненты: российские масла, производные некоторых сибирских растений. Но если говорить о вспомогательных компонентах для производства косметических средств, то это все импорт.

— Вы поднимали цены на продукцию?

На данный момент повышение составило от 5 до 10% в зависимости от того, на сколько подорожали ценообразующие составляющие продукции. Например, цены на некоторые ингредиенты выросли после локдауна на 70%. Это существенно влияет. В среднем, мы старались удерживаться при повышении цен в пределах 8-8,5%, оценивая реалии рынка. Кроме того, у нас есть ограничения со стороны сетей.

— Все очень ждут завершения пандемии, идет вакцинация. Если мы продолжим жить в условиях ограничений, сможет ли производство полноценно развиваться? Какой есть запас прочности?

На самом деле, запас прочности заканчивается. Мы переходим на новую концепцию, будет иначе работать отдел продаж, потому что пандемия затянулась, и нужно кардинально менять поведение, поскольку планов закрыться у нас нет. Свернуться до минимума мы сможем всегда. Вопрос в том, нужно ли доводить ситуацию до этого. Если потеряем сотрудников, нужно будет в будущем приложить колоссальные усилия, чтобы их вновь найти. Поэтому мы будем продолжать автоматизировать производственные процессы, чтобы увеличивать производительность, снижать затраты. Ситуация непростая, но предпосылок к закрытию я не вижу.

Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место