KazanForum, 18 апр 2023, 09:20

Связующее звено: как KazanForum укрепит связи России с исламским миром

Глава Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина в интервью РБК Татарстан рассказала, решению каких задач будет способствовать KazanForum. По ее мнению, сотрудничество с исламскими странами может выйти на новый уровень
Читать в полной версии

Федеральный статус

— Какие преимущества дает федеральный статус, который, начиная с текущего года, приобрел форум «Россия – Исламский мир: KazanForum»?

Начнем с того, что общефедеральный статус мероприятия - это определенный административный ресурс, участие гостей более высокого уровня, в частности, политиков. Например, если раньше в работе KazanSummit (до 2022 года форум «Россия – Исламский мир» носил название KazanSummit, в 2023 году с присвоением президентом РФ федерального статуса название изменилось на KazanForum – РБК Татарстан) принимал участие один федеральный министр, то в этом году их в списке участников на данный момент уже семь. Премьер-министр Российской Федерации в этом году впервые посетит данное мероприятие.

Статус гостей диктует, в свою очередь, и результаты работы. За политиками высокого уровня едет и бизнес высокого уровня. Конечно, данная связка политики и экономики характерна не для всех государств, но в некоторых исламских странах она работает. Кроме того, если в мероприятии участвуют представители власти федерального уровня, то можно рассчитывать на приезд их коллег из исламских стран. Таким образом, повышается статус форума в целом. И мы увидим контракты более высокого уровня по результатам KazanForum.

Естественно, повышение статуса мероприятия предполагает его подготовку на более высоком уровне, в том числе в обеспечении безопасности, и целую вереницу других важных вопросов. А это, в конечном итоге, положительно скажется на экономике.

— Какой экономический эффект ожидается от форума? Каких результатов вы ожидаете?

Мы хотим увеличения товарооборота с исламскими странами. Хотим внимательнее изучать их опыт в сфере исламского банкинга и партнерского финансирования – это сейчас пилотный закон в России, он только начинает работу: Госдума приняла его в первом чтении. Также мы хотели бы работать над созданием совместных производств, а впоследствии научных разработок. Плюс – развитие экспорта: хотелось бы, чтобы наши предприятия поставляли в исламские страны свою продукцию, причем, по разным направлениям. Первое, что приходит на ум, конечно, халяль продовольственная продукция, но, на самом деле, спектр возможных товарообмену продуктов и услуг очень широк. Все эти темы будут звучать на площадке KazanForum.

Восточный курс

— Как вы оцениваете развитие сотрудничества со странами Ближнего Востока, Азии, начиная с февраля 2022 года? Можно ли говорить о качественно новом его уровне за последний год?

С учетом последних политических и экономических тенденций, конечно, можно вести речь о том, что данное направление работы будет усиливаться. Но нужно понимать, что у Татарстана всегда была многовекторная ориентация в части развития межрегионального международного сотрудничества. Мы достаточно плотно, по поручению президента России, работали по направлению группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», которую возглавляет раис Татарстана Рустам Минниханов. Кроме того, площадка международного экономического форума «Россия – Исламский мир» появилась 14 лет назад. Но в целом, сейчас международная атмосфера благоволит развитию отношений России с государствами исламского мира.

— Исламские страны сейчас занимают лидирующую позицию в общем объеме иностранных инвестиций в экономику Татарстана?

Безусловно. На сегодня есть все статистические основания, чтобы заявить о том, что наши основные крупные частные инвестиции поступают именно из исламских стран. В первую очередь, это Турецкая Республика.

— Какие есть точки роста в развитии сотрудничества со странами Ближнего Востока и Азии?

Потенциал для инвестиций есть всегда. И чем менее развита та или иная территория, тем больше потенциал. Экономически развитой территории разгоняться всегда сложнее. Но у Татарстана есть своя специфика работы с инвестициями и зарубежными партнерами, поскольку многие предприятия республики располагают инновационными технологиями, патентами, и готовы к серьезному партнерству. Это приводит к серьезной внутренней конкуренции, поскольку каждый инвестор либо забирает себе торговый кусок пирога, либо приводит конкурентов для существующих предприятий, и очень важно вовремя включить их в кооперацию.

Сложившаяся мировая ситуация повышает возможности ряда азиатских стран и исламских государств. И мы активно с ними работаем, в том числе раскачивая уже существующую площадку KazanForum, которая позволяет нам встречаться и налаживать отношения с исламским миром, и параллельно создаем площадку Россия-Китай, ориентируясь на осень этого года.

С точки зрения отраслей, то безусловный приоритет – это логистика. И так дела обстоят во всем мире – с учетом развития электронной торговли, появления новых точек роста, логистические проекты сейчас одни из самых высокодоходных. Сельское хозяйство и продовольствие – здесь у нас есть многое, над чем можно работать, мы имеем продукцию высокого качества, часть из которой сертифицирована по стандартам халяль. С точки зрения экспорта и с точки зрения развития, на территории России достаточно земельных ресурсов, есть рабочая сила на селе, маятниковая миграция, которая тоже благоволит развитию продовольственных проектов. Это и растениеводство, и животноводство и так далее.

Еще одна точка роста – это машиностроение и все, что с ним связано. Это и судо-, и авиастроение, очень хороший сектор для развития и инвестиций – малая авиация. И, естественно, автомобилестроение. У нас очень много производителей компонентов, но они находятся в большой зависимости от европейских поставщиков оборудования, поэтому есть хороший задел для наращивания сотрудничества с исламскими странами. Также активное развитие во всем мире идет в сфере IT: тот, кто займет определенные ниши, получит большую долю рынка. С учетом того, что в Татарстане есть Иннополис – мощная и единственная в России точка роста с международным университетом, то перспективы в IT очень хорошие. В отрасли нефтегазохимии российские компании работают очень хорошо, но и в ней есть определенные ниши, например, малотоннажная химия, где нам нужны и технологии, и компетенции, у нас есть потенциал, и мы хотим этим заниматься.

Еще одна точка роста для сотрудничества – сфера услуг. Я бы выделила сектор развлечений: сегодня очень велик спрос на продукты культуры. В музеи, театры, особенно, в дни международных фестивалей практически невозможно купить билеты. Следовательно, это хорошая ниша для бизнеса. И если отрасль культуры ранее была дотационной, то сейчас это доходная сфера, и здесь есть потенциал для роста.

Банкинг по шариату

— Исламские финансы, партнерский банкинг – этим направлениям в нашей стране в течение более года уделяли гораздо больше внимания. Как вы оцениваете сдвиги в развитии исламского банкинга в регионе и стране в целом, начиная с февраля прошлого года?

Конечно, развитие исламского банкинга в стране ускорилось. Число компаний и банков, оказывающих услуги по канонам шариата в рамках действующего законодательства, растет. В 2022 году в Казани открылся офис исламского банкинга Сбербанка. Это их пилотный проект, который позволяет оценить, что нужно доработать, какие услуги наиболее востребованы. В дальнейшем они будут открывать такие офисы по всей стране.

Услуги партнерского банкинга в Татарстане представляют 16 организаций. «Ак Барс» активно работает. Уже сейчас в республике можно получить рассрочку на покупку товара, квартиры, транспортного средства по канонам шариата, а также получить финансирование на приобретение оборудования, инвестирование, инвестировать как деньгами, так и в ценные бумаги, получить банковскую карту, ипотеку, купить дозволенные акции и так далее. Также доступны скрининг акций, консультации по составлению и проверке договора на соответствие канонам шариата и российскому законодательству, шариатский аудит по пенсионным продуктам и другие. И все эти услуги, предоставляемые населению, имеют тенденцию к росту. Спрос рождает предложение – если бы не было спроса на данные услуги, то ничего не получилось.

Татарстан наряду с Дагестаном, Чечней и Башкортостаном участвует в пилотном проекте по внедрению правового режима для развития исламского банкинга. Если мы сможем отработать этот режим таким образом, что он даст хороший результат, то его могут масштабировать на всю страну. Хочется обеспечить единые комфортные условия для жителей всей страны. Если человек живет, например, в Москве или Петербурге, почему он должен ехать в Татарстан или Чечню, чтобы получить услугу по канонам шариата. Условия должны быть для всех равными, услуги доступными для всех, что и делает сейчас Российская Федерация через пилотные проекты, начиная с 4 регионов, где были предпосылки к развитию таких услуг, а большая часть населения готова их потреблять.

Конечно, исламский банкинг – это новая для нас сфера, и специалистов не хватает. Нужны хорошие экономисты и юристы. И сейчас запускаются образовательные программы, например, в СберУниверситете.

Кстати, мы пригласили коллег из исламских институтов на KazanForum. Сессии совместно с Госдумой будет проводить Нацбанк, чтобы изучать международный опыт в сфере исламского банкинга. В том числе опыт немусульманских стран, которые продвинулись в сфере партнерского финансирования. Для нас это хороший сигнал.

— Учитывая общефедеральный статус форума, можно ли говорить о том, что к этой работе подключатся регионы и активно начнут наращивать работу со странами ОИС и другими государствами?

Регионы традиционно принимали участие в международном саммите «Россия – Исламский мир». Ежегодно к нам приезжали представители 40-45 субъектов – более половины от общего количества. В этом году ожидаем больше.

Но уровень участников в этом году совершенно иной: на форум планируют приехать губернаторы. В прежние годы в том или ином формате участвовало 3-5 глав регионов. На данный момент у нас уже внушительный список заявившихся к участию первых лиц субъектов.

Кроме того, в прошлые годы регионы мало принимали участие в выставке Russia Halal Expo. А в этом году стенды, помимо Татарстана и Башкирии, забронировали Чеченская Республика, Мордовия, Марий Эл, Ульяновская, Калининградская и Томская области. То есть экспонироваться будут не только мусульманские субъекты. И они явно нацелены на развитие сотрудничества с исламскими странами. Во многом это произошло, благодаря федеральному статусу форума, который был присвоен по решению президента России в этом году. KazanForum – это очень хорошая площадка для налаживания контактов.

Международные связи

— Какие направления деловой программы KazanForum видятся вам наиболее интересными?

На мой взгляд, все зависит от того, в какой сфере работает тот или иной участник. Например, для представителей здравоохранения у нас запланированы сессии по цифровизации медицины, охране здоровья матери и ребенка, медицинскому халяль-туризму и так далее. Если человек работает в спортивной сфере, то там и фиджитал игры, заседание исламской хоккейной лиги, развитие спортивных связей между государствами в целом.

Очень интересные сессии будут по темам, связанным с образованием – приедут представители различных исламских университетов. Конечно, исламские финансы, халяль и все, что с ними связано – это одни из наиболее широко представленных тем форума, но будут и другие интересные секции, какую сферу не возьми – судостроение, стартапы, молодежное предпринимательство, архивы, станкостроение, искусственный интеллект... В деловую программу входит более 200 мероприятий, и если изучить программу, то, думаю, каждый сможет найти для себя интересное направление.

— Какое количество стран ожидается к участию на KazanForum?

В 2019 году в саммите «Россия – Исламский мир: KazanSummit» (с 2023 года «Россия – Исламский мир: KazanForum) приняли участие 72 страны – максимальное количество за историю форума. При том, что в Организацию исламского сотрудничества входят 57 государств. На данным момент зарегистрировались 40 стран. Думаю, их будет больше.

Кооперация может быть разной. Мы в этом году констатируем в программе большое количество соглашений (в прежние годы они были, но в малом количестве), которые будут подписаны в рамках KazanForum и в которых нет России. То есть наша площадка стала работать как международная. И это положительный показатель, если на нашем форуме исламские страны подписывают соглашения друг с другом. Значит, мы создали комфортные условия для работы, условия международного уровня.

— В рамках форума запланировано проведение двусторонних конференций – «Россия – Турция», «Россия – Малайзия», «Россия – Узбекистан» и так далее. Какие задачи планируется решить в рамках этих мероприятий?

Такие встречи мы проводили и в прежние годы, но не в таком масштабе. В этом году мы запланировали 7 двусторонних конференций: «Россия – Малайзия», «Россия – Турция», «Россия – Египет», «Россия – Индонезия», «Россия – Узбекистан», «Россия – Азербайджан», «Россия – Иран».

Круг вопросов, которые будут обсуждаться, максимально обширен. Где-то будет обсуждаться логистика, на других – научно-техническое партнерство. В целом, данные конференции призваны усилить работу с этими странами.

Почему выбраны именно эти страны? С инициативой выступили представители бизнеса этих государств. Мы бы хотели, чтобы в ходе конференций прозвучало, на каком уровне сотрудничество с ними находится сейчас с точки зрения экономики: какой товарооборот, какие цели перед нами стоят, за счет каких проектов они будут достигаться, какие условия необходимо для этого создать, где нужно усилиться, что на данный момент не получается, возможно, нужно доработать логистику либо законодательство, чтобы произошло сближение.

Про каждую страну можно сказать многое. Например, Турция – основной партнер Татарстана по объему привлеченных инвестиций (половина всех турецких инвестиций в Россию приходится на долю РТ), она близка Татарстану с точки зрения логистики, а также культурно-исторически. Несмотря на то, что в Турции будут проходить президентские выборы и высокопоставленные чиновники не смогут приехать, бизнес очень хочет принять участие в форуме, уже зарегистрировались турецкие компании.

Другой пример: Индонезия – огромная страна: население составляет 220 млн человек, самое большое мусульманское государство. С Россией у Индонезии очень развиты туристические связи, в Татарстане учатся студенты из этой страны и так далее. Малайзия – мощный конгломерат и мощнейшая мировая экономика. Из 57 стран ОИС половина экономики приходится на десяток государств, в число которых входит и Малайзия. Нам обязательно нужно с ними работать.

Иран – долгие годы эта страна жила под санкциями Запада. И у них колоссальный прогресс и в машиностроении, и в нефтехимии, в чем уже смогли убедиться наши специалисты. Кроме того, в Иране высоко развит внутренний туризм, и России есть, чему поучиться, чтобы реализовать свой потенциал в данном направлении. Россия – Египет: туристические связи налажены, но есть и другие сферы для сотрудничества, пока мы с этой страной работаем слабовато, есть, куда идти.

Да, полуторачасовое мероприятие не приведет к росту товарооборота сразу на 150%, но мы сделаем вклад в развитие отношений. Шаг за шагом мы придем к результату, а если этих шагов не предпринимать, то сотрудничество не удастся вывести на новый уровень. Поэтому эти двусторонние конференции очень важны.

— Россию на протяжении долгих лет связывают с сырьевой экономикой. И те страны, о которых вы говорили, тоже, по большей части, являются сырьевыми. А может ли KazanForum послужить импульсом к развитию несырьевой экономики или об этом пока говорить преждевременно?

Я думаю, что в последнее время осуществляются достаточно серьезные шаги к диверсификации экономики. Если посмотреть структуру экономики Татарстана, то была проведена серьезная работа по диверсификации, и сырьевая зависимость была снижена. Конечно, не до 15-20%, но зависимость от сырьевой базы составляет уже не 90%. Это произошло за счет стратегического планирования, политической преемственности внутри республики, работы команды операционного управления, четкого выполнения плана мероприятий и контроля, это результат работы людей на местах. В принципе, это очень хорошая модель, которая могла бы стать показательной для всей страны, что нам необходимо двигаться в этом направлении, поскольку это не просто дальнейший передел и формирование цепочки добавленной стоимости, а диверсификационная история и, в первую очередь, развитие сферы услуг, которые превалируют в структуре экономики всех стран, относящихся к числу развитых по международной классификации.

— Какие глобальные задачи в текущих реалиях будут решаться в дни форума? Что мы хотим предложить зарубежным партнерам и каких результатов добиться?

Самое главное, чтобы была польза для экономики. Хочется, чтобы наши предприятия, татарстанские и российские, нашли серьезных партнеров, вышли на экспорт, привлекли инвестиции. Ведь конечным выгодополучателем является наше население, на повышение уровня жизни которого направлена вся работа. Чтобы внутри супермаркетов появилось больше интересной продукции, пришло больше брендов, появилась возможность перейти на более высокооплачиваемую работу внутри страны и так далее.

Наша задача, чтобы предприятия России стали выгодополучателями от такого мероприятия, как KazanForum, поэтому мы пытаемся создать максимально комфортные условия, чтобы у бизнеса такие возможности появились. Поездка на подобное мероприятие за рубеж предполагает большие затраты, а в нашем случае – все происходит здесь, и завести нужные контакты будет гораздо проще. Например, мы привозим из-за рубежа на KazanForum 100 оптовых покупателей сельскохозяйственной продукции. Личный кабинет на сайте форума дает возможность для назначения двусторонних встреч. В целом, все это окажет синергетический эффект на нашу экономику.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Pro
США усиливают санкции против китайского бизнеса с Россией. Где выход
Pro
Как снизить налоговую нагрузку и авансовый НДС при импорте из Китая: кейс
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
«Не откладывать решение». Что происходит с рынком вторичного жилья России
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль