Развитие лизинга в Тюменской области: факторы роста и тренды
Лизинговый рынок Тюменской области в 2023 году показал существенную динамику по приросту. Выросло как количество заключенных сделок, так и компаний, предоставляющих услугу. Факторами этого стали и отложенный с 2022 г. спрос, и государственные меры поддержки. О том, как развивался рынок, что способствовало существенному приросту и чего ждать в 2024 году, рассказали представители отрасли на организованном РБК Тюмень круглом столе «Итоги 2023 года. Основные тренды и проблемы отрасли на 2024 год».
Рост отрасли
Александр Стасюк, генеральный директор лизинговой компании «АСПЕКТ», рассказал, что, несмотря на внешние вызовы, результатом работы компании за год стал рост по всей продуктовой линейке.
«Рост объемных показателей — почти в два раза. И так как мы являемся универсальной лизинговой компанией, можем смело подтвердить, что стабильный рост в течение всего 2023 года коснулся всех сегментов отрасли», — подчеркнул Александр Стасюк.
С ним согласна и Ксения Плахута, глава филиала компании «Интерлизинг» в Тюмени. Она отмечает: отрасль показывает устойчивость с 2020 по 2023 гг., несмотря на высокую волатильность и рост ключевой ставки. Однако в целом по УрФО произошел спад в декабре прошлого года.
«Это снизило показатели всех лизинговых компаний. Также спад был очевиден и по поставщикам. Но за счет этого сейчас рынок растет. По нашему прогнозу по компании, мы ждем прирост 15-20%. Ни один из сегментов не имеет оснований для снижения, потому что сохраняется высокий спрос со стороны перевозчиков, автопарки обновляются, а также растет производство внутри страны», — отмечает эксперт.
Такое развитие отрасли ведет к увеличению игроков на рынке лизинга. Например, компания CARCADE в 2023 г. расширила присутствие и открыла в Тюмени второе представительство. Об этом рассказал Андрей Андрухович, региональный менеджер по работе с ключевыми партнерами лизинговой компании CARCADE в Тюмени.
«Из года в год наблюдаем стабильный рост интереса предпринимателей к лизингу транспортных средств и выпускаем новые продукты финансирования для развития экономики региона. Также важно отметить, что в Тюмени крупные автохолдинги успешно адаптировались к новым реалиям и заключили дилерские соглашения с новыми брендами, что позволило разработать больше корпоративных программ для клиентов с преимуществом оформления ТС в лизинг», — пояснил Андрей Андрухович.
Факторы роста
Эксперты отмечают: основным драйвером роста выступали автолизинг, лизинг дорожно-строительной техники и коммерческого транспорта. Александр Стасюк подчеркнул, что главным фактором развития отрасли стал отложенный с 2022 года спрос. В 2022 г., по его словам, ощущался дефицит техники и по этой причине были завышены факторы по ценообразованию. А в 2023 г. пошло насыщение рынка, что повлияло на количество сделок.
Еще один фактор — это меры господдержки. Например, как рассказала Ксения Плахута, в Тюменской области действует программа по возмещению авансового платежа по оборудованию. В 2024 г. она должна начать действие в мае, хотя в 2022-2023 гг. вступала в действие ранее. Получить возмещение могут все предприниматели малого и среднего бизнеса, зарегистрированные в Тюменской области. Срок их существования должен составлять не менее 6 месяцев. Суммы возмещения, которые станут доступны в 2024 г., пока неизвестны, ранее по постановлению правительства Тюменской области № 99 можно было получить до 3 млн руб., по постановлению № 105 — до 5 млн руб.
«Можно возместить примерно 10% от стоимости, но не более 500 тыс. на одно транспортное средство. Если это электромобили — не более 35% на одно транспортное средство, но не более 925 тыс. руб. Для тягачей — 10%, но не более 850 тыс. руб. Все эти программы пользуются большой популярностью», — рассказала Ксения Плахута.
«Помимо этого, есть и федеральные программы: например, льготы предоставляются в рамках постановления Правительства РФ № 811. Их получают компании, работающие в дорожно-строительной и лесопромышленной отрасли. Размер возмещения зависит от региона и составляет от 10 до 15%. Также есть программа ФРП «Лизинг», по которой промышленные предприятия могут закупить оборудование и оптимизировать стоимость лизинговых контрактов за счет льготного кредитования. Данная программа предполагает подготовку предприятием бизнес-плана и достаточно серьезную экспертизу проекта. В этом случае мы как профессиональные участники программы помогаем бизнесу подготовить технико-экономическое обоснование и доводим до реализации этой льготы. Есть еще субсидия на белорусскую технику, и она востребована у бизнеса, мы регулярно получаем запрос по данной программе», — рассказал Александр Стасюк.
Еще один фактор роста показателей отрасли — цифровизация. По словам Александра Стасюка, лизинговые компании активно развиваются, совершенствуют цифровое сопровождение: зачастую клиенту нет необходимости приходить в офис — все оформляется дистанционно с помощью электронной подписи.
Тенденцию подтверждает и Илья Новиков, основатель страхового и кредитного брокера «500-400 Страхование». Компания работает по гибридной системе: есть офлайн (когда клиенты и партнеры взаимодействуют лично), и есть онлайн — маркетплейсы.
«Клиенты у нас в основном из Тюменской области, а подбором лизинговых компаний мы занимаемся, как правило, онлайн — в основном это московские и питерские партнеры. В лизинговых компаниях разные условия и по объекту лизинга, и по документам, и по финансовому обеспечению, по платежам, по многим параметрам. И задача маркетплейса — помогать подобрать клиенту подходящую именно ему программу. Почему цифровизация сыграла значимую роль? Люди привыкли к таким инструментам, они научились пользоваться этими сервисами и захотели сами выбирать. Плюс — скорость сделок. 99% проходят с цифровой подписью дистанционно. Единственное, для чего сейчас нужны офлайновые документы с синей печатью — чтобы поставить автомобиль или спецтехнику на учет в ГИБДД. Но я думаю, еще год-полтора — и это тоже исчезнет», — пояснил Илья Новиков.
Что востребовано
Эксперты отмечают: у тюменских компаний ежегодно растет спрос на лизинг транспортных средств. Как рассказал Андрей Андрухович, наибольший прирост по сделкам показал легковой транспорт.
«Мы видим, что намного чаще стали приобретать в лизинг легковые автомобили: в 2023 году доля сделок с участием ЛА и ЛКТ увеличилась на 67% по сравнению с 2022 годом. Доля сегмента коммерческого транспорта, к которому относятся грузовики, прицепы и полуприцепы, выросла на 17%; специальной техники, к которой в том числе относим погрузчики — на 48%. Отдельно хотелось бы отметить растущий спрос на автомобили китайского производства: за год общий прирост в количественном отношении составил 182%. Этому, как мы все понимаем, поспособствовал уход европейских дилеров», — отметил Андрей Андрухович.
Спикер дополнил, что, по данным CARCADE, тюменские компании чаще всего оформляют в лизинг легковые автомобили брендов Geely, Exeed, Omoda, в лидерах коммерческого транспорта марки Shacman и Sitrak, в сегменте специальной техники— SANY, LGCE, LuiGong.
Тенденцию подтвердили и сами представители бизнеса. Так, Александр Лучко, генеральный директор компании-перевозчика «PROEKT 2012», отметил, что они покупали в лизинг в основном строительную технику и легковые авто.
«Основная проблема связана с уходом всех привычных нам марок. Хорошо, что лизинговые компании переквалифицировались, стали работать непосредственно с дилерами. Лизинговых компаний стало больше, господдержка есть, в том числе и на строительную технику», — рассказал Александр Лучко.
Ксения Плахута подчеркнула, что также вырос спрос и на лизинг медицинского оборудования, компании этого профиля активно выходят на сделки.
Представители отрасли отмечают: 2024 год также должен показать рост.
«Темпы роста будут — мы видим по первому кварталу, что рынок неплохо реагирует, клиенты идут к нам, реализуют свои инвестпрограммы. Положительный момент — мы ожидаем и об этом говорят эксперты — что во второй половине этого года будет послабление в денежно-кредитной политике, изменение по учетной ставке, что не может не сказаться на рынке. В совокупности эти факторы дают неплохой прогноз на 2024 год», — резюмировал Александр Стасюк.