«Кредит - неправильный путь, есть другие возможности»
Стоит ли перспективному стартаперу идти на тюменскую ярмарку инвестиций в поисках инвестора для своего проекта? Только ли деньги нужны для успешной реализации бизнес-идеи? Об этом в преддверии бизнес-форума «Слет успешных предпринимателей-2016» в интервью РБК Тюмень рассказал вице-президент «Опоры России», руководитель тюменского отделения общественной организации Эдуард Омаров.
– Эдуард Закирович, на ярмарке инвестиций обещаны «именитые инвесторы страны». Сколько потенциальных инвесторов удалось найти? Назовите их поименно. Сколько каждый из них готов выделить на понравившийся проект? Если честно, на сайте я не обнаружила ни именитых, ни платежеспособных, кроме фонда Ольги Езикеевой, пожалуй.
– Есть такая фраза: «деньги любят тишину». Инвесторы не очень любят, когда о них говорят. Они не пиарятся. В жюри сидят и представители инвесторов, которые не хотят светиться. Отбором проектов за них занимаются доверенные лица.
На сегодня у нас около ста людей в списке, которые готовы в той или иной степени инвестировать в бизнес от 1 до 100 миллионов. Это российские предприниматели, большинство из них – тюменские инвесторы. Инвестор, который участвует в ярмарке, не должен быть очень богатым. Большинство заявок от предпринимателей – это от 5 до 10 млн рублей. Это стартаперы. Так что многие состоявшиеся бизнесмены Тюменской области могут инвестировать в проект такие деньги. Часть из них вы, в принципе, знаете, но они не очень любят, когда о них говорят.
– Насколько я знаю, ни один из проектов не вышел с прошлой ярмарки с найденным инвестором. Деньги на реализацию задуманного стартаперы искали потом самостоятельно. Сколько из них за год смогли найти себе средства?
– Около десяти проектов, которые были представлены на прошлой ярмарке инвестиций, точно нашли деньги. Кто-то взял средства в банке, кто-то нашел частного инвестора, кто-то через инвестагенство.
Но на ярмарке инвестиций главное – не деньги. Те предприниматели, которые участвуют в мероприятии, автоматически получают консультации и сопровождение. Они еще не нашли инвестора, но уже поняли: бизнес стоящий, или нет, что нужно сделать, чтобы быстрее найти инвестора. Некоторые выходят отсюда с пониманием, что им не нужен никакой инвестор, они и сами могут реализовать проект. Некоторые отказываются от идеи, с которой приходили, потому что с помощью экспертов поняли, что нет перспективы.
Второе, участники при прохождении первого цикла получают мастер-класс о правильной презентации этого проекта. Потому что большинство из них даже не умеет правильно подать свою задумку. И только в последнюю очередь они находят себе инвестора.
– Расскажите о трех лучших бизнес-проектах.
– Одним из ярких проектов была идея Егора Ефимова создать в Ялуторовске кинотеатр. Он молодой предприниматель, у него компания по организации мероприятий. И вот, он захотел открыть кинотеатр в родном городе, чтобы местные жители не ездили за этим развлечением в Тюмень. В прошлом году на ярмарке он получил приз зрительских симпатий и широкое освещение в СМИ. Его проект заметили в администрации города и предоставили помещение для будущего кинотеатра. Совсем скоро он его открывает.
Еще один реальный пример работы ярмарки – проект по созданию нового формата ресторана быстрого питания «Лаваш и мясо». Когда молодая девушка-студентка Даша Ричио пришла к нам впервые, проект был очень сырой. Она получила консультацию, доработала его и пришла снова. В итоге после трех попыток она нашла инвестора. Скоро в Тюмени появится еще одно место, где можно вкусно поесть и отлично провести время.
Влад Джурович открыл ресторан, о котором мечтал несколько лет. Сначала он занимался доставкой бургеров в Тюмени, но всегда хотел иметь стационарное помещения для этого. Он долго искал инвестора, неоднократно ходил и презентовал проект, дорабатывал его, получал рекомендации. Но в итоге, после всех уроков, обошелся без инвестора. У него теперь хватает собственных знаний, чтобы самостоятельно развиваться.
Так что, когда мы говорим про инвестиции, то это не обязательно большие деньги. Инвестиции разные могут быть: это и совет, и обучение, и рекомендация. Знания о ведении бизнеса в целом.
– В числе экспертов и инвесторов СУПа есть банкиры. Назовите банк, который согласится дать деньги молодому, начинающему предпринимателю под приемлемый процент.
– Сейчас нашими партнерами являются Уральский банк реконструкции и развития и Промсвязьбанк.
На одной из ярмарок нам стало интересно, а по какому принципу банки дают кому-то один процент, а кому-то другой? Банкиры нам ответили, что оценивают степень риска проекта и делают выводы. Мы им предложили присутствовать на ярмарках, заслушивать информацию о проекте, оценивать риски и принимать решение о снижении ставки онлайн. Ведь не всем предпринимателям нужен инвестор, многим нужен займ или кредит.
– Где еще, по вашему мнению, начинающий предприниматель может получить деньги на свой проект, если банки отказываются финансировать стартаперов, а государственные формы поддержки в кризис из финансовых форм плавно перетекли в иные формы (например, консультации).
– Инвестагентство Тюменской области. У них очень хорошая и гибкая форма работы. Есть Центры микрофинансирования. Это относительно недорогие деньги, которые можно безболезненно получить при некоторых условиях.
Но я всегда рекомендую предпринимателям, особенно начинающим, два места - это поставщик и заказчик. Чем бы они не занимались, они где-то покупают оборудование, сырье, материалы и имеют полную возможность получить товарный займ у своих поставщиков. И тогда не надо искать деньги, есть отсрочка платежа. И точно так же можно найти деньги у потенциального заказчика.
Есть такой учебник «Теория и решение изобретательских задач» Генриха Альтшуллера. Он учит выходить за пределы решаемых задач. Например, нам нужно найти инвестиции, но мы очень линейно и узко мыслим, тут же бежим в банк за кредитом. А оказывается, что вариантов, где можно найти деньги – гораздо больше. Я только один раз получал кредит, в самом начале своей деятельности, в 1993 году. И понял, что это неправильный путь, есть другие возможности.
– Например, механизм краудфандинга, который уже действует в России, а в США позволяет стартап-компаниям собирать до $1 млн без подачи бумаг и регистраций на продажу акций. Вам не кажется, что он гораздо эффективней ярмарок инвестиций?
– Инструментов много. Краудфандингом тоже надо уметь пользоваться. Людей, которые у нас смогли таким образом собрать деньги на идею, единицы. Потому что далеко не каждый может подготовить проект самостоятельно, и далеко не все идеи перспективны.
Мне кажется, что наш инструмент – ярмарка инвестиций – самый эффективный способ найти инвесторов для молодых и начинающих бизнесменов.
– Надо ли вообще вовлекать молодых людей, студентов в бизнес?
– Обязательно. Сейчас очень много говорят про инновационное предпринимательство, когда предприятия создаются на основе новой идеи. Я убежден, что бизнес, основанный на новой идее, с более высокой рентабельностью и эффективностью, могут делать именно молодые предприниматели. Инновационному мышлению нужно учить в старших классах школы и первых курсах института.
– Смогут ли молодые люди, еще не имеющие жизненного опыта, потянуть российские реалии? Ты еще ничего не успел заработать, а тебе уже надо платить налоги, сдавать отчетность, выплачивать кредит, взятый на дело. В случае неудачи не получат ли они такую «прививку», что больше никогда не захотят заниматься бизнесом?
– Гипотетически, конечно, такие примеры есть. Но я их не встречал, потому что, как правило, вокруг меня люди загораются. Что делать с человеком, который разочаровался в бизнесе? Его не нужно возвращать.
Понимаете, предприниматель - это как художник. Рисовать треугольники можно научить практически любого, а вот чтобы стать настоящим художником нужен талант. Среди предпринимателей есть понятие «самозанятые», которых я называю кустари. Зарабатывать на хлеб насущный они смогут, но предпринимателями станут далеко не все. Не станут теми, кто создает рабочие места, налаживает производственный процесс так, что компания могла работать и без их участия. Это другой тип людей.
– К вопросу о самозанятости. Как, на ваш взгляд, можно развивать МСБ в маленьких городах?
– В бизнесе есть понятие бизнес-процессы, и у каждого процесса должен быть свой владелец. В каждом муниципальном образовании должен быть компетентный человек, отвечающий за развитие малого бизнеса.
Почему тюменский инвестиционный фонд является одним из лучших в РФ? Да потому что во главе него стоит человек, у которого есть опыт предпринимательской работы. В муниципалитетах должно работать это же правило – за развитие предпринимательства должен отвечать опытный бизнесмен.
Мы выходили с предложением к губернатору, чтобы обучать заместителей глав муниципальных образований, которые отвечают за развитие бизнеса на территории. И, начиная с этого года, такие курсы уже проводим.
– Перечислите перспективные, на ваш взгляд, ниши для бизнеса, заняв которые сегодня начинающий предприниматель может если не получить прибыль завтра, то хотя бы не прогореть. В какие сферы, наоборот, вкладываться сейчас не стоит?
– Вкладывать нельзя в те сферы, где у вас нет компетенций. К сожалению, большинству это простое правило не понятно. У нас у большинства есть инстинкт толпы: все делают, значит и я тоже. А развиваться надо в области своей компетенции. При этом я верю в то, что у нас нет отраслей, куда мы не можем войти и зарабатывать деньги. У нас просто нет знаний.
Чего не хватает сегодня, особенно в муниципалитетах? Мы в большей степени – аграрный регион. И на тюменской земле можно выращивать и перерабатывать, заниматься консервацией и хранением овощей, ягод, грибов. При этом такие проекты не требуют больших финансовых вложений.
– А вы сами являетесь инвестором?
– Я готов сегодня инвестировать в любой хороший проект. Сейчас наблюдаю за очень интересным проектом молодого предпринимателя Айдара Фахрутдинова. Он создал электронный учебник, который предназначен для обучения слепых и слабовидящих шрифту Брайля. Создание одного учебника стоит около 400 тыс. рублей. Очень дорого. Он ищет сейчас инвестиции для того, чтобы наладить серийное производство, которое будет значительно дешевле.
- Есть шансы найти?
- Шансы у всех есть. Мы будем помогать ему в поиске. Монетизировать можно все, что угодно, любую идею можно продать. А если идея не нашла спонсора или инвестора, значит, она не проработана.