Тюмень, 02 мар 2022, 09:30

Рынок лизинга в Тюменской области ждут большие перемены в 2022 году

Новые решения и способы получения субсидий обсудили глава департамента инвестполитики и руководители крупных лизинговых компаний
Читать в полной версии
(Фото: pixabay)

В Тюменской области в 2022 году произойдет ряд изменений в сфере лизинга: появятся новые отрасли и изменятся меры господдержки. Об этом на организованном РБК Тюмень круглом столе «Развитие лизинга в регионе: итоги, вызовы, решения» рассказали руководители лизинговых компаний и директор департамента инвестполитики региона.

Правительство Тюменской области более 10 лет помогает предприятиям региона развивать бизнес, субсидируя часть затрат по лизинговым сделкам. О том, как изменятся меры поддержки в 2022 году, прокомментировал Антон Машуков, директор департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области:

Антон Машуков, директор департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (Фото: Фото: Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области)

«В 2021 году работали две меры поддержки. Первая – возмещение части первого взноса по договорам лизинга для промышленных предприятий, на это направлено 194,2 млн рублей, что позволило приобрести 40 единиц оборудования на общую сумму более 600 млн рублей. Она реализовывалась совместно с Минпромторгом, возмещали половину первого взноса, но не более 10 млн рублей в одни руки. Вторая – возмещение первого взноса для субъектов малого и среднего предпринимательства по одному договору до 3 млн рублей, а в одни руки – до 5 млн рублей. Это 53 договора, почти 80 млн рублей, что позволило приобрести 120 единиц оборудования на общую сумму 326 млн рублей. Главная задача на 2022 год – сделать механизм получения более простым и быстрым для субъектов предпринимательства. Для предприятий с учетом возмещения стоимость оборудования снижается на 30-40%. И естественно, мы ждем определенного социально-экономического эффекта: например, роста занятости. С прошлого года мы добавили требование относительно среднемесячной заработной платы, чтобы эта мера поддерживала определенный уровень жизни Тюменской области».

Также, по словам Антона Машукова, в 2022 году в программе произошли корректировки – увеличен период возмещения затрат: теперь он распространяется и на прошлый год. То есть ранее можно было получить возмещение затрат, произошедших с 1 ноября прошедшего года. Потому некоторые субъекты малого и среднего бизнеса теряли возможность на возмещение. В 2022 году затраты будут приниматься еще и с 1 января 2021 г.

Еще одно новшество – губернатор поручил внести изменения для субъектов промышленности, у кого оборудование стоит более чем 20-50 млн рублей. С этого года департамент будет возмещать промышленникам весь первоначальный взнос, а ограничения будут не 10 млн рублей на заявителя, а 25 млн рублей по одному договору лизинга. По этой программе документы будут принимать с 1 апреля.

«В 2022 году возвращается так называемый 5-процентный лизинг (программа действовала в 2020 г., в 2021 г. была остановлена), когда на конкурсной основе определяется лизинговая компания, которая будет оператором программы. Ей мы будем возмещать часть процентной ставки по привлечению средств из банка, чтобы лизинг для получателя, субъекта МСП, стоил не более чем 5%. Программа будет работать на все виды спецтехники и транспортные средства, кроме легковых», – прокомментировал Машуков.

Более того, в 2022 году механизм получения прямой субсидии будет более простым и быстрым.

«Ранее можно сдать документы, не когда ты заключил лизинговый договор на оборудование или когда деньги нужны, а в строго определенные даты – с 1 по 15 апреля, с 1 по 15 июля и с 1 по 15 ноября. На мой взгляд, это неудобно: если ты не попал в какую-то из комиссий, то придется долго ждать. А ведь чем быстрее деньги вернутся, тем бизнесу лучше. Этот формат мы изменили, теперь приносить документы на получение возмещений можно с 1 марта и до 10 декабря. Также в этом году отменяется обязательное прохождение обучения по повышению производительности труда. При всей правильности идеи это было либо стоп-фактором, либо формальной просьбой принести диплом. Сейчас от подачи документов до выплаты субсидии проходит меньше 30 дней, в планах сократить срок до 2 недель. Ранее же процедура длилась до 45 дней», – рассказал директор департамента инвестполитики.

ВЗРЫВНОЙ СПРОС

Об итогах года и взрывном спросе на оборудование и технику рассказали руководители лизинговых компаний.

Дмитрий Беляков, региональный директор по УрФО компании «Интерлизинг» (Фото: Фото: компания «Интерлизинг»)

«По итогам прошлого года у нас прирост составил более 60% по всей компании, а также порядка 70% по уральскому дивизиону. По итогам 2021 года больше всего вырос спрос на оборудование – 165%, легковой транспорт – больше 30%, спецтехнику – 26%. Большой прирост произошел по оборудованию: для использования в дорожном строительстве и для металлообработки», – пояснил Дмитрий Беляков, региональный директор по УрФО компании «Интерлизинг».

Его дополнила Ксения Плахута, руководитель Тюменского филиала компании «Интерлизинг»:

Ксения Плахута, руководитель Тюменского филиала компании «Интерлизинг» (Фото: Фото: из архива Ксении Плахута)

«В Тюменской области большой прирост по грузовой технике по сравнению с 2020 годом. Раньше в этой области наблюдалось отставание, сейчас колоссальный рост. Он составляет 20-25% от общего портфеля тюменского филиала. Это связано с программой субсидирования. Также есть спрос на медицинское оборудование в связи с коронавирусом. Его приобретали как для медицинских целей, так и для салонов красоты».

Алексей Мятлик, руководитель дивизиона «Урал» ООО «Балтийский лизинг»:

Алексей Мятлик, руководитель дивизиона «Урал» ООО «Балтийский лизинг» (Фото: Фото: ООО «Балтийский лизинг»)

«Портфель «Балтийского лизинга» в 2021 году составил 110 млрд рублей, что на 40% больше предыдущего года. И в 2022 мы прогнозируем рост. В нашей компании больше половины портфеля – это автотранспорт. Строительная, дорожно-строительная техника – 16%, оборудование – 5-6%. В Тюменской области также востребован грузовой транспорт и спецтехника.

Сейчас мы работаем в направлении полного комплекса услуг: лизинг, техобслуживание, шиномонтаж, страховка. Также развитие идет в сторону диджитализации, чтобы клиент мог через личный кабинет управлять заявками, получать информацию, подписывать электронные договоры. Диджитализация и сервис в одном окне – это то, с чем мы будем работать в 2022 году».

Сеньков Олег, генеральный директор компании Arenza:

Сеньков Олег, генеральный директор компании Arenza (Фото: Фото: компания Arenza)

«Компания Arenza специализируется только на оборудовании и сегменте малого бизнеса. По итогам года прирост 180% по новому бизнесу. Увеличивается интерес и потребность в финансировании оборудования малого бизнеса. Если касаться вопроса IT, здесь ключевой точкой роста является оборудование и серверные рабочие станции. Там средний чек не превышает 3 млн рублей, но это достаточно востребованный сегмент».

ЛИЗИНГ НЕДВИЖИМОСТИ

Лизинг коммерческой недвижимости становится новым и востребованным направлением.

«У нас сейчас новый продукт, который мы запускаем, – это лизинг коммерческой недвижимости, на которую есть спрос. Пока интересуются, спрашивают, мы продукт тестируем. Думаю, что в 2023 году он будет уже стабильный, и мы сможем обозначить результаты работы с недвижимостью», – рассказала руководитель Тюменского филиала компании «Интерлизинг» Ксения Плахута.

Также о направлении рассказал Дмитрий Беляков, региональный директор по УрФО компании «Интерлизинг»: «Лизинг недвижимости глобально не отличается от лизинга транспорта или оборудования, мы точно также производим оценку, насколько предмет ликвиден, корректная ли стоимость заявлена продавцом, оцениваем финансовую составляющую. Если мы понимаем, что это действительно хороший предмет лизинга, то активно финансируем. Но есть два момента: первый – большое количество недвижимости находится на физлицах, где нет НДС, а мы будем вынуждены его выставить, и цена увеличится на 20%; и второй – высокая стоимость. Если средний чек по автомобилю – от 3 до 5 млн руб., то по недвижимости – от 15-20 млн».

Опыт работы с коммерческой недвижимостью есть у компании ООО «Балтийский лизинг».

«Лизинг недвижимости – это одно из направлений нашей работы, для нас это не новый продукт. Когда клиент приходит со своим бизнес-кейсом, мы должны проанализировать и понять, что будем делать с этой недвижимостью, если вдруг произойдет дефолт, какова ценность этого предмета лизинга. И принимаем решение только тогда, когда взвешены и позитивный, и негативный сценарии», – пояснил руководитель дивизиона «Урал» ООО «Балтийский лизинг» Алексей Мятлик.

РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ

В ходе круглого стола также зашла речь и о проблемах этой сферы, а также о рисках как лизинговых компаний, так и их клиентов.

«Есть несколько основных рисков и особенностей, с которыми мы сейчас сталкиваемся. Первый – это дефицит техники (легковой, грузовой, спецтехники), пандемия вкладывает свои ограничения на работу таможни, на работу заводов комплектующих. Второе – рост цен на эту технику, в том числе с учетом дефицита, курсовых разниц и т. д. Третье – изменение ключевой ставки, соответственно, банковское кредитование подорожает, а все лизинговые компании работают с банками на привлеченных деньгах, и это не может не сказывать на стоимости для конечного потребителя», – прокомментировал Дмитрий Беляков.

С ним согласился и Алексей Мятлик: «Первой реакцией клиентов будет настороженность, потому что все это отразится на графике лизинговых платежей. И клиент может брать паузы. Но мы являемся универсальной лизинговой компанией, поэтому готовы предложить индивидуальные решение для бизнеса с учетом всех потребностей и возможностей каждого клиента».

О завышении цен рассказала и Ксения Плахута: «Мы сталкиваемся также с завышением рыночной стоимости, так как из-за дефицита техники поставщики пытаются на этом заработать. Дилеры легковых автомобилей навязывают допоборудование, которое увеличивает чек от 500 тыс. до 2 млн. Приходится вести поиск другого авто у другого дилера».

Ей ответил Олег Сеньков: «Стоимость оборудования растет. И здесь лизинговая компания находится в более выигрышном положении относительно того. Если бы клиент покупал за собственные денежные средства или в кредит. Так как у лизинговой компании долгосрочные отношения с поставщиками, можно влиять на снижение цены, просить дополнительную скидку. К разговору о ненужном допоборудовании – надежный поставщик снижает риски для потенциального клиента. И плюс неопределенность – желание развиваться или модернизировать производство у людей связано со стабильностью, и общая неопределенность влияет на клиентопоток: люди откладывают сделки из-за цены, из-за того, что они не понимают, что будет дальше.

Плюсы тоже есть: больше игроков, рынок лизинга развивается, услуга становится более доступной. Мы можем помочь клиенту выбрать оборудование и в какой-то мере снизить их риски при покупке. Но сказать, что это гарантированно решает все проблемы, если клиент идет через лизинговую компанию, нельзя. Многое зависит от поставщика и от оборудования, которое клиент выбирает».

Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Манифест гибкости: лидер Agile-движения учит планировать проекты
Pro
Золото и партия: что нужно знать о новом месторождении в Хунане
Pro
«Не успеваю тратить»: каково работать в аудиторах «большой четверки»
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
«Фантомные акции» и другие способы поощрения директора: как это оформить