Авторынок, 03 янв, 08:15

Авторынок: что будет с ценами, спросом и кредитами в 2024 году

Рост кредитных ставок в 2023 году практически не влиял на спрос при покупке новых автомобилей
Читать в полной версии
(Фото: Сергей Русанов / URA.RU)

В середине декабря Банк России поднял ключевую ставку до 16%. В связи с этим были увеличены и ставки по автокредитам, но спрос на покупку авто, по мнению экспертов, это едва ли охладит.

Как авторынок отреагировал на повышение ключевой ставки

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов отмечает: ставки по автокредитам в РФ максимально выросли до 40%, но в среднем они сейчас варьируются от 15% до 35%.

В пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» пояснили, что средний размер кредита на авто в декабре составил 1,6-1,7 млн руб., что на 10-15% больше, чем несколько месяцев назад. Эксперт отмечает: значительное подорожание кредитов приведет к падению спроса на автомобили, но есть факторы, в том числе потенциальное укрепление курса рубля, которые будут сдерживать его в 2024 году. 

По словам генерального директора компании «Мой Автопрокат» Дмитрия Матвеева, в августе и сентябре 2023 года наблюдалось снижение выдачи автокредитов. Об этом же говорит доцент департамента международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Исмаил Исмаилов.

«На рынке автокредитов происходит заметное сокращение спроса уже четыре месяца подряд, хотя по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. текущие показатели значительно выше (более чем на 37%), однако это вызвано в первую очередь провалом автокредитования в 2022 г.», — говорит спикер.

В то же время Дмитрий Мольков, директор департамента финансовых услуг ГК «АВТОДОМ» и ГК «АвтоСпецЦентр», отмечает, что и средний срок автокредита сократился с пяти до трех лет из-за того, что покупатели стараются досрочно погасить займ.

Что будет с ценами и спросом на покупку автомобилей

Высокие кредиты сдерживают покупателей, но не останавливают продажи автомобилей в условиях дефицита новых машин. Поэтому дилеры не будут снижать цены, но будут разными мерами завлекать покупателей.

«Рост цен продолжится, но темпы увеличения отпускных цен замедлятся относительно 2023 года на фоне высоких ставок кредитования, замедления инфляции, постепенного насыщения внутреннего рынка и снижения дефицита авто на нем, а также благодаря эффекту высокой базы 2023 года, когда средняя стоимость нового авто в РФ выросла на 20-30% в годовом выражении», — уверен Владимир Чернов.

Дмитрий Мольков считает, что в условиях роста цен можно рассчитывать на поддержку спроса с помощью бонусных программ. Основным драйвером могут стать привилегии на услуги трейд-ин и увеличение срока гарантийного обслуживания.

По мнению Исмаила Исмаилова, автодилеры будут идти на промо-акции. По некоторым из них скидка может достигать 500 тыс. руб. при соблюдении определенных условий. Чаще — от 100 до 300 тыс. руб. Однако как акционные предложения, так и общий уровень цен у дилеров во многом будут зависеть от дальнейших оценок проседания спроса по итогам декабря и начала 2024 года.

Эксперт также уверен, что в ближайшие месяцы ставки по автокредитам снижаться не будут, потому поддержание спроса будет возможно только через акции и общее снижение цен. Однако в целом в начале года переломить тенденцию к сокращению автокредитования и выйти на показатели «восстановительного» 2023 года будет сложно.

При этом эксперты подчеркивают роль льготного автокредитования на новые отечественные бренды: например, «Москвич», EVOLUTE и другие. Этот фактор также будет повышать спрос на покупку автомобилей в 2024 году.

«Поддержку рынку автокредитов оказывает продолжение программы льготного автокредитования, лимиты по которой уже были исчерпаны в 2023 году, а в 2024 году на нее будут выделены рекордные 17,3 млрд рублей с возможностью увеличения почти в 2 раза. Многие эксперты считают, что выделенное финансирование на льготные автокредиты достаточно быстро будет израсходовано и в следующем году», — говорит Исмаил Исмаилов.

Pro
Dyson, Cirque du Soleil, Apple — в чем секрет их конкурентных преимуществ
Pro
Вы думали, что это неважно: какие 9 техник обеспечат рост продаж
Pro
Как Тим Кук объясняет ИИ-отставание Apple и что планирует делать
Pro
Дешевое кино. Как Уоррен Баффет потерял $1,5 млрд на Paramount
Pro
«Лучшая сделка за 30 лет карьеры». Почему цены на медь бьют рекорды
Pro
Возвращение Alibaba: что изменилось в стратегии китайского онлайн-гиганта
Pro
Через границу — по лицу: как в мире цифровизируют паспорта
Pro
«Иван Грозный». Как жесткий СЕО сделал JPMorgan главным банком в США