Тюмень, 03 авг 2016, 10:15

Ямальские ветеринары узнали о вспышке сибирской язвы через пять недель

Один из оленеводов несколько суток шел пешком через тундру, чтобы сообщить о ЧП
Читать в полной версии
Фото: depositphotos.com

Отказ властей ЯНАО от вакцинации оленей против сибирской язвы стал одной из причин ЧП в ямальской тундре, считают эксперты.  «Федерация поставляет вакцину  всем субъектам РФ, оставившим заявку. Однако процесс вакцинации должны оплачивать сами субъекты. Ямал сделал свой выбор, и олени там не вакцинировались много лет», - комментирует ситуацию заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов.

При этом чиновники знали, что ранее в автономном округе уже были зафиксированы вспышки заболевания – одна, достаточно масштабная, в 1914 году. Споры сибирской язвы могут сохранять свои свойства более ста лет, и «оживают» при высокой температуре. В условиях аномальной жары, установившейся этим летом, они «проснулись», подхватившие их животные начали заражать друг друга и погибать.

По словам Николая Власова, несмотря на то, что Ямал – далеко не бедный регион, ветеринарное обслуживание там оставляет желать лучшего. «Ветеринары узнали о начавшейся эпизоотии сибирской язвы только через пять недель после ее начала. Оленеводы находятся без каких-либо средств связи. Один из них четверо суток шел по тундре пешком, чтобы известить о падеже оленей», - говорит замглавы Россельхознадзора.

Не исключено, что впоследствии случившееся может повториться. Оперативно ликвидировать трупы погибших животных достаточно проблематично. В округе нельзя сделать скотомогильник – в условиях вечной мерзлоты он будет функционировать как холодильник, и когда-нибудь, в очередную аномальную жару, может оттаять. Поэтому трупы нужно сжигать, но тут препятствует отсутствие нужного количества горючих материалов. «Более 2300 погибших оленей сейчас лежат в тундре. Сам субъект с ними ничего сделать не может. Привлекли федеральные силы. Но даже при привлечении дополнительных сил, в сутки можно сжечь только 150 трупов», - отмечает специалист.

Это значит, что тела умерших оленей будут лежать на жаре 20-30 дней, и продолжат оставаться источником инфекции, которую могут переносить те же падальщики. Сейчас всех оленей, находящихся в зоне риска, активно вакцинируют. Николай Власов сравнивает все эти меры с усилением охраны аэропорта после теракта. По его мнению, случившееся должно стать уроком для всех субъектов России, а вопрос о профилактике заболевания следует решать на уровне федерации – как это было много лет назад, когда вакцинация животных от сибирской язвы была обязательной по всей стране. Кроме того, вакцину должны получать и сами животноводы. «Должна быть создана единая федеральная программа», - считает эксперт.

Как ранее сообщало РБК Тюмень, сибирской язвой на Ямале заразились не только животные, но и люди. Диагноз подтвердился более чем у 20 тундровиков. Один из заболевших - 12-летний мальчик, скончался в больнице. Незадолго до этого в стойбище умерла его бабушка. Известно, что оба употребили в пищу мясо и кровь зараженного оленя. 

Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Атака на рассвете: почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию