Авторынок, 07 янв 2023, 12:23

Эксперты рассказали, как проще тюменцам купить авто в Казахстане

В соседней стране еще есть выгодные предложения, но их становится все меньше
Читать в полной версии
(Фото: Екатерина Сычкова / URA.RU)

Ажиотаж с покупкой автомобилей для тюменцев в Казахстане связан с дефицитом легкового транспорта на рынке России из-за санкций и ухода иностранных брендов из страны.

Спрос на покупку автомобилей за границей в 2022 году вырос в 4 раза по сравнению с 2021 годом, а вывоз транспорта из Казахстана увеличился почти в 60 раз.

По словам директора по развитию «Консалт KZ» Георгия Петровича, помимо того, что в соседней с РФ стране широко представлены официальные дилерские центры разных брендов, Казахстан также является крупным хабом автомобилей из Кореи, ОАЭ и США. Можно подобрать модель, привезенную из-за рубежа, или найти альтернативу у официального дилера.

«Если мы рассматриваем покупку с минимальным количеством действий и рисков, то следует обратить внимание на автомобили от официальных дилеров. В первую очередь это транспорт корейских брендов, одинаково популярных и в Казахстане, и в России», – отмечает эксперт.

Тем не менее купить автомобиль в дружественной стране всего в 500 км от Тюмени не так просто. Ранее РБК Тюмень писал, с какими проблемами сталкиваются тюменцы при покупке нового авто.

Это подтверждает и Георгий Петрович, по правилам органов ГИБДД Республики, приобрести автомобиль и получить транзитные номера могут только граждане Казахстана.

«Такая мера была принята из-за массового выкупа новых автомобилей российскими дилерами для последующей перепродажи внутри РФ», – говорит эксперт.

Кроме того, на момент второй половины декабря 2022 года в дилерских центрах Казахстана находится крайне мало автомобилей. В основном это непопулярные модели в базовых комплектациях. Из того, что удалось встретить, были Hyundai Bayon, Chevrolet Malibu и Mitsubishi Eclipse Cross. Срок ожидания на популярные модели, в среднем, составляет 3-6 месяцев.

В Казахстане в продаже есть автомобили, которые никогда официально не поставляли в Россию, например, Hyundai Bayon. (Фото: hyundai.com)

А вот по словам директора компании по подбору авто «Эксперт Авто» Антона Носова, если тюменцы готовы рискнуть купить машину самостоятельно, то есть смысл обратить внимание на подержанные модели возрастом до 3 лет, которые ранее были приобретены у официальных дилеров в Казахстане, а не привезены туда из третьих стран, в том числе и из России.

Для начала он рекомендует точно определиться с выбранной маркой, после этого ознакомиться с курсами обмена рублей в тенге на сайтах обменников, так как официальный курс не всегда с ними совпадает.

Так, по словам эксперта, стоимость для седанов, хетчбеков и подобных авто, которые есть смысл покупать в Казахстане, начинается от 1,5 млн рублей, кроссоверы не дешевле 1,8 млн рублей. Оплачивать лучше всего наличкой – это наиболее надежный способ, но нужно учитывать, что крупные суммы займут небольшой рюкзак.

Покупать автомобили стоит в ближайших городах от границы с Россией, так как пригнать машину издалека не так просто, там достаточно плохие дороги, либо придется использовать автовоз.

«Логистика съест весь интерес, который вы закладывали при поиске автомобиля», – говорит эксперт.

Автомобиль лучше смотреть с автоподборщиком. (Фото: Денис Моргунов / URA.RU)

Осмотр транспортного средства эксперт рекомендует проводить с участием профессиональных автоподборщиков.

Если вас устроило качество, то обязательно отметьте наличие фирменных стикеров на кузове и агрегатах авто с данными производителя. Эта информация потребуется для оформления ОТТС или СБКТС и дальнейшего оформления ЭПТС.

Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, или СБКТС, — документ, который подтверждает, что конструкция конкретного автомобиля отвечает всем необходимым требованиям. А именно техническому регламенту Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Свидетельство об одобрении типа транспортного средства, или ОТТС, — документ, который также подтверждает законность и безопасность технических характеристик, но для конкретной модели автомобиля, которая ранее не эксплуатировалась на территории страны. ЭПТС — электронный паспорт транспортного средства. Он содержит информацию о технических характеристиках, авариях, наложенных ограничениях, страховке, собственниках.

Договор купли-продажи эксперт рекомендует заверять у нотариуса. Это позволяет проверить продавца на наличие долгов и обременений по автомобилю. Его услуги в Казахстане стоят около 3-4 тыс. рублей.

Также стоит обратить внимание, что после решения купить машину стоит попросить продавца снять авто с регистрации, если она имеет какие-то обременения, он этого сделать не сможет. Как авто снимут с учета, техпаспорт авто прокомпостируют.

После этого покупателю потребуется получить справку на убытие транспортного средства из Казахстана в Россию, не все таможенники спрашивают наличие этой справки, но это риск. Иногда авто отказывались пропускать на границе. Справку может сделать продавец в местном ЦОНе (Центры обслуживания населения), там же происходит регистрация договора и оплата покупки.

Вне зависимости от того, новая машина или подержанная, ее легализация в России проходит одинаково.

На границе не нужно дополнительно ничего оплачивать. (Фото: Екатерина Сычкова / URA.RU)

После получения транзитных номеров, автомобиль можно везти самостоятельно либо отправить на автовозе. При ввозе в РФ потребуется оплатить утилизационный сбор от 3 до 5 тыс. рублей (в зависимости от возраста авто), обратившись в Тюменскую таможню, и получить ЭПТС на сайте Госуслуг. Для оформления ЭПТС обязательно наличие ОТТС или СБКТС. Последний оформляет специальная лицензированная лаборатория. Стоимость такой услуги составит порядка 20-30 тысяч рублей, а документы будут готовиться не дольше недели. После того, как таможенники оформят все документы, ЭПТС перейдет в статус действующего в личном кабинете Госуслуг, и тогда можно получать номера на автомобиль по той же схеме, как при покупке внутри РФ.


Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень  Читайте РБК Тюмень в Яндекс.Новостях

Pro
Почему Азия не может справиться с чудовищными пробками на дорогах
Pro
Генерал калитки. Санкции обострили синдром вахтера у менеджеров в России
Pro
Почему контрафакт всегда будет в продаже на маркетплейсах
Pro
Полезно в меру или вредно в любых количествах: сколько можно пить
Pro
Главный переговорщик Гарварда: какая тактика распутывает любые конфликты
Pro
Кто может закрыть ресторан: разбор проверок в общепите в 2025 году
Pro
Шаги к деэскалации: что это значит для экономики России и режима санкций
Pro
Истории успеха теряют в цене. Разбираем 5 трендов корпоративного обучения