Авторынок, 10 янв, 09:38

Конкуренция на тюменском рынке авто в 2025 году достигнет пика

По мнению экспертов, в 2025 году с ростом цен на авто стоит ждать банкротства некоторых дилеров и ухода непопулярных брендов
Читать в полной версии
Фото: Юрий Норицын / РБК Тюмень

Бурный рост продаж новых автомобилей в 2024 году резко прекратился в октябре-ноябре. Главными причинами стала выросшая до 21% ключевая ставка и увеличение утильсбора, который привел к росту цен на импортные авто. По мнению экспертов, опрошенных РБК Тюмень, сложившиеся обстоятельства не складываются в пользу дилеров и некоторых новых автомобильных брендов. В 2025 году с ростом цен на авто стоит ждать банкротства некоторых дилеров и ухода непопулярных брендов.

По словам гендиректора автохолдинга «Базис Моторс» в Тюмени Александра Беляева, 2023 год прошел под статусом «рынок продавца» и был очень успешным для дилеров китайского автопрома. В ноябре 2024 года, когда ситуация с поставками, доступностью и амбициями дистрибьюторов изменилась, настало время «рынка покупателя».

«Китайские бренды взяли курс на еще больший рост, расширение дилерских сетей, стали заходить новые бренды. Появилась серьезная конкуренция среди дилеров в регионах, в том числе в Тюмени: по 3-4 дилера на один бренд даже в городах не миллионниках. Продавать стало гораздо сложнее», — отметил он.

Например, за 2024 год в Тюмени появились несколько дилеров китайского бренда Haval, до этого в городе был один. До двух выросла сеть премиальных автомобилей Exeed, с двух до трех выросли Geely, не говоря о появлении дилерской сети родственного бренда Belgee. О своих планах зайти на рынок заявил федеральный автохолдинг «Рольф». При этом эксперты говорят, что в 2024 году был удовлетворен не только отложенный, но в определенной степени и опережающий спрос. Так, заместитель начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Виктор Пушкарев говорит, что снижение продаж в базовом сценарии достигнет 10%, в худшем — 20%. При оптимистичном сохранится на уровне 2024 года.

Как рассказала РБК Тюмень руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша, в 2025 году следует ожидать снижения спроса на треть.

«Дилерам придется балансировать на грани рентабельности, урезая свою маржу и предлагая скидки. То есть цены вырастут, но держать их будут на предельно возможном минимуме. Не исключено, что производители, желая помочь своим партнерам, пересмотрят комплектации машин, чтобы снизить цену. Но в случае с иностранными компаниями это сложный процесс, рискованный и мало что дающий самому производителю — чем проще машина, тем меньше он на ней зарабатывает», — говорит Анастасия Байбароша.

Эксперт отмечает: на этом фоне не исключено, что рынок начнут покидать так и не «зашедшие» россиянам новые бренды, такие как Livan, Kaiyi, SWM, Foton и другие.

«Главная причина ухода — низкая доходность дилера. В некоторых брендах может происходить развал дилерской сети. Дилеры перестали инвестировать в эти бренды», — комментирует «Автостату» директор департамента новых автомобилей компании «РОЛЬФ» Николай Иванов.

С ним отчасти согласен и директор по развитию тюменского холдинга «Автоград» Алексей Федоткин. Он считает, что многие бренды так и не стали популярными у россиян. Большинство крупных автохолдингов уже сформировали свои портфели автобрендов, в которых присутствуют более популярные китайские марки автопроизводителей Chery, Geely, Great Wall и Changan. По мнению эксперта, банкротства дилеров не исключены, но для отрасли это не критично.

«Банкротства всегда были и будут. Это зависит от деятельности конкретных участников, от того, насколько они закредитованы, какой у них портфель, какие планы. Я сильно сомневаюсь, что будут громкие банкротства. Скорее это приведет к слияниям и продажам бизнеса. Подобное всегда происходит при нестабильной ситуации в экономике, это просто является катализатором. Хотя именно сейчас мы не видим никаких критических проблем», — говорит эксперт.

По мнению эксперта по подбору автомобилей и партнера делового альянса нефтехимической компании Relynolli Дениса Осецкого, рынок начнет восстанавливаться уже весной 2025 года. Эксперт подчеркивает: возникнет «эффект пружины», то есть люди, которые собирались продать или купить автомобиль, но взяли паузу, решатся на сделки.

В 2024 году пик продаж пришелся на нетипичные для этого месяцы — август и сентябрь. Спрос был подогрет предстоящим повышением утильсбора и ключевой ставки. При этом некоторые автомобили благодаря сделанным скидкам подешевели. Это, например, LADA Vesta, Chery Tiggo 4 PRO и другие.

Pro
Почему Nvidia решила помочь открыть ИИ-центр в Нидерландах
Pro
Каким будет 2025 год: прогнозы Маска, Далио и других гуру
Pro
Тренд на маркетплейсах — 2025: видео в карточках товаров повышает продажи
Pro
«Стесняюсь сказать»: 38 готовых фраз на все случаи жизни
Pro
Почему самонадеянных людей нужно ограничивать — The Economist
Pro
От аврала к системе: как российскому бизнесу закрепиться на мировом рынке
Pro
Люди с высоким уровнем EQ больше зарабатывают. Как его развить
Pro
Как ученые доказывают вред ультрапереработанных продуктов — The Economist