Бизнес, 10 июл, 08:14

Стоимость услуг тюменских косметологов выросла на 10-15%

Читать в полной версии
Фото: Размик Закарян / РИА URA.RU
Фото: Размик Закарян / РИА URA.RU

В первом полугодии 2025 года в сравнении с предыдущим цены на услуги косметологов в Тюменской области выросли на 10-15%, а стоимость косметики в рознице выросла в среднем на 15-20%. Об этом представители отрасли рассказали на организованном РБК Тюмень круглом столе «Косметология. Аналитика рынка, оборудование, кадровый потенциал».

Средняя сумма, которую пациент оставляет при посещении косметологической клиники, в первую очередь зависит от сегмента клиентов и региона, в котором работает та или иная клиника. Об этом участникам круглого стола рассказала управляющая клиники лазерной косметологии «Линлайн» в Тюмени Ольга Катаева.

«В нашей сети средний чек вырос на 11% по отношению к аналогичному периоду 2024 года и составляет сейчас 17 тыс. руб.», — рассказала она.

По словам эксперта, стоимость аппаратных процедур в регионе за прошлый год выросла на 10-12%, уходовых — на 12-14%.

«Темпы роста цен на косметологические услуги в 2025 году остались на уровне 2024-го, — отметила спикер. — За первое полугодие мы наблюдаем рост в среднем на 10-15%».

Как рассказала официальный представитель марки «Локситан» Елена Шмелева, под влиянием потребительских предпочтений современный косметический рынок претерпевает заметные изменения.

«Растет интерес к более натуральной по составу косметике, — отметила она. — Покупатели все чаще выбирают средства с доказанной эффективностью и безопасным составом».

Эксперт уверена, что такая тенденция сохранится надолго, поскольку соответствует современному тренду на здоровый образ жизни и заботу о себе. Также среди современных тенденций рынка участники дискуссии отметили «омоложение» аудитории и повышение интереса к косметологическим процедурам у мужчин.

«Все больше представителей сильного пола понимают, что заботиться о своем здоровье и внешности — это необходимо и абсолютно нормально», — подчеркнула Ольга Катаева.

По ее словам, 3-5 лет назад мужчины составляли 8-12% от числа клиентов. Причем запрос был преимущественно на «гигиенические» процедуры (чистка лица) либо обращения были в связи с медицинской необходимостью: лечение акне, удаление новообразований. В 2025 году доля мужчин среди пациентов сети клиник составляет уже 18-22%, они проявляют все больший интерес к антивозрастным процедурам. Среди мужчин растет спрос на процедуры против выпадения волос (PRP-терапия, плазмотерапия), коррекцию морщин (ботулинотерапия), лазерную эпиляцию спины/груди.

Вложения в красоту

Цены на современное косметологическое оборудование для коррекции фигуры варьируются от 2 до 8 млн руб., при этом срок их окупаемости составляет от 6 до 15 месяцев. Лазерное оборудование с ценой от 10 млн руб. может окупаться чуть дольше. Такими цифрами в ходе беседы поделилась Ольга Катаева. По ее словам, наиболее быстроокупаемыми аппаратными методиками за 25 лет существования сети клиник «Линлайн» стали лазерное омоложение и скульптурирование тела.

К списку наиболее востребованных и быстроокупаемых аппаратных методик директор дистрибьюторской компании Sokol Medical Group Ирина Соколова также добавила процедуры на основе широкополосного импульсного света, микроигольчатый радиоволновой лифтинг и процедуры, основанные на LED-излучении, которые дают возможность безинъекционного введения препаратов.

По мнению спикера, учитывая высокую стоимость косметологических аппаратов, наиболее оправданы вложения в мультифункциональное оборудование, позволяющее выполнять ряд классических процедур, которые не выходят из моды и всегда востребованы у посетителей клиник.

«К примеру, самый продаваемый аппарат в клиники нашего региона — это BPL-система KN Spectrum, — рассказала она. — методика, которая закрывает 90% потребностей клиентов. Фактически каждый человек, вошедший в клинику, это потенциальный пациент на этот аппарат».

Ольга Катаева добавила, что при принятии решения о покупке аппарата, помимо его цены и многофункциональности, важно просчитать стоимость ежегодного технического обслуживания, доступность запасных частей, скорость реагирования и выезда сервисного инженера.

«Нужно учитывать, используются ли в аппарате расходные материалы, — говорит она. — Например, картриджи при SMAS-лифтинге, сменные модули. Это напрямую влияет на себестоимость процедуры и на долгосрочную экономику использования оборудования».

По словам Ольги Катаевой, особое внимание также стоит уделять стабильности поставок расходных материалов для того или иного аппарата.

«Из-за ухода некоторых иностранных компаний с российского рынка в клиниках осталось оборудование, которое формально числится в активах, но без расходных материалов он становится просто мебелью», — констатирует спикер.

Но для того чтобы была окупаемость, клинике нужен постоянный поток клиентов, и здесь ключевой фактор — качество оказываемых услуг, считает Ольга Катаева.

«Ни стильный интерьер, ни современное оборудование, ни активность в соцсетях сами по себе не создают устойчивого доверия, — уверена она. — Косметология — это прежде всего медицина, где работают отлаженные бизнес-процессы: от первичного приема до завершения курса процедур».

По словам эксперта, чем дольше существует клиника, тем больше количество пациентов, приходящих по личной рекомендации: «В нашем филиале, например, доля таких клиентов составляет 49%».

Зависимости от иностранных препаратов нет

Исчезновение с российского рынка ряда иностранных компаний вынудило косметологические клиники заняться поиском альтернатив.

«Общепринятым было мнение, что европейское и американское оборудование — это признак самого высокого качества, — рассказывает Ирина Соколова. — Но, как показало время, наши физики способны разрабатывать и эффективно воплощать в жизнь такие технологии, которые высоко конкурентны с иностранными аппаратами".

В качестве примера эксперт привела лазерное оборудование, разработанное в Томском политехническом университете, а также системы российской компании KN TECH. По словам Соколовой, самый большой плюс, который получили российские клиники и их клиенты, — это абсолютный доступ к сервисному обслуживанию.

«Сначала многие были настроены скептически, но, испытав сложности с расходными материалами, охотно обратили внимание в сторону российского производства, — рассказывает она. — Так что импортозамещение произошло наилучшим способом. Довольны клиенты, поскольку получают видимый результат, довольны собственники бизнеса».

Что касается вынужденной замены иностранных препаратов, в России, благодаря опыту фармацевтических компаний, изначально были сформированы неплохие сырьевая и производственная базы.

«Это дало старт выпуску собственных препаратов», — отметила Ольга Катаева.

Эксперт сообщила, что именно в России была зарегистрирована первая в мире жидкая форма ботулотоксина, появившегося на рынке как альтернатива импортным аналогам.

«Сегодня он активно применяется как в российских, так и в зарубежных клиниках, — говорит она. — И хотя в 2022 году уход с рынка продукции американской компании, в том числе знаменитого ботокса, казался невосполнимой потерей, уже сейчас можно говорить о том, что сценарий полной зависимости от импорта не реализовался. Отечественные производители заняли свою нишу».

Какую косметику выбирает покупатель

Российский рынок косметики за последние годы также претерпел существенные изменения из-за ухода ряда иностранных компаний. Освободившуюся нишу заняли азиатские бренды и появившиеся на рынке новые отечественные производители косметики. Об этом рассказала официальный представитель марки «Локситан» Елена Шмелева.

«При выборе продукции сегодняшние покупатели обращают внимание не только на цену, но и на универсальность выбранных средств, их натуральность», — говорит Шмелева.

При этом эксперт отмечает, что представителям брендов высококачественной косметики нередко приходится заниматься своего рода обучением клиентов, объясняя им высокую стоимость своей продукции.

«Общаясь с покупателями, мы стараемся разъяснить, почему важно выбирать качественную косметику, в чем преимущество концентрированной продукции, от каких средств клиент может рассчитывать на пролонгированный эффект», — говорит эксперт.

По словам спикера, за год средний чек на продукцию вырос на 15%. Эту цифру подтверждают данные, приведенные далее Ольгой Катаевой. Она отметила, что в сравнении с прошлым годом цены на косметическую розницу выросли на 15-20%.

«Учитывая, что ввоз импортной косметики с мая облагается 35% пошлиной, стоит ожидать существенного роста на эту категорию товаров уже в ближайшее время», — подчеркнула она.

Обсуждая рынок косметики в регионе и России в целом, Елена Шмелева также обратила внимание на то, что ему не хватает мер стандартизации и регулирования производства косметической продукции.

«Сейчас у нас нет четких стандартов для производства натуральной косметики, — поясняет она. — Нет прописанных правил, какая именно косметика может называться натуральной. Это чревато большим количеством подделок, продающихся на рынке, что в итоге может навредить здоровью покупателей».

Образование: инвестиции в профессионализм своих специалистов

Профессии косметолог в России чуть более 15 лет. Как следствие, система государственной подготовки специалистов, как врачей, так и среднего медперсонала, пока не в полной мере отвечает потребностям рынка и ожиданиям работодателей, таким мнением с участниками круглого стола поделилась Ольга Катаева. В своем выступлении она отметила, что в условиях высокого спроса на качественных специалистов активно развивается коммерческое образование. Однако и в этой нише остро стоит вопрос стандартизации и контроля качества образовательных программ.

«В нашей сети подготовкой специалистов занимается «Линлайн Академия», — рассказала эксперт. — Это лицензированная образовательная организация, которая обучает не только сотрудников сети, но и внешних специалистов. В числе слушателей — врачи, администраторы и управленцы клиник».

С мнением коллеги согласилась врач-дерматолог, соучредитель образовательного центра «Акцент» Ольга Быстрицкая. По ее словам, клиенты косметологических клиник не всегда понимают, каких специалистов в действительности можно называть косметологами.

«Это должен быть человек, который не просто получил высшее медицинское образование, но и специализацию по дерматовенерологии, — подчеркнула спикер. — К примеру, врач-терапевт не имеет права проводить инъекционные и аппаратные методики, потому что не обладает соответствующей специализацией. Для эстетиста, делающего маски, массажи, уходовые процедуры, достаточно среднего специального образования и прохождения обучающих курсов. Но беда в том, что клиенты, как правило, не видят между этими специалистами никакой разницы. И порой попадают в руки к абсолютно неквалифицированным специалистам, что, в первую очередь, небезопасно».

Что касается онлайн-образования, то, по мнению Ольги Быстрицкой, такой формат полезен для докторов, которые могут прослушать необходимые им для повышения квалификации семинары.

«Однако эти люди уже владеют специальностью, имеют диплом, хорошую образовательную базу, — уточняет она. — А когда такой же семинар покупает человек без образования и опыта работы, отрасли и клиентам косметологий это только вредит».

Изменения в сфере

За последние три года в эстетической медицине четко обозначился тренд на натуральность и стремление к гармонизации внешности, а не на радикальные изменения. Об этом рассказала Ольга Катаева.

«Клиенты выбирают процедуры, которые помогают подчеркнуть их естественную привлекательность, но не оставляют следов явного вмешательства, — отметила она. — Эпоха чрезмерно увеличенных губ, скул уходит в прошлое. Наиболее востребованными становятся аппаратные методы, которые позволяют добиваться результата без перегрузки внешности. Я бы сказала, что эффективность в сочетании с деликатностью — это то, что ценится сейчас больше всего».

С мнением коллеги согласилась директор дистрибьюторской компании Sokol Medical Group Ирина Соколова. При этом она уточнила, что в тренде не просто естественная внешность, а продление качества жизни и комплексный подход к красоте.

«Красота перестала быть чем-то поверхностным, сейчас это качество кожи, состояние здоровья, гормональный фон», — уверена эксперт.