Тюмень, 12 янв 2015, 10:46

Глава тюменского отделения «Опоры России»: «Мы ещё не достигли дна кризиса»

О сложностях бизнеса в 2015 году, дне кризиса, конкурентных преимуществах региона и эволюции предпринимательского сообщества в эксклюзивном блиц-интервью РБК Тюмень рассказал председатель тюменского регионального отделения «Опоры России» Эдуард Омаров.
Читать в полной версии
Фото: Тюменское региональное отделение «Опоры России»

- 2014 год был для бизнеса очень тяжелым, впереди – еще больше неопределенности. Каким вы видите 2015-ый?

- Мы ожидаем падение доходов и платежеспособности населения, свертывание очень большого количества различных программ, проблемы с долгостроями. Но 2015 год для бизнеса будет все же гораздо легче чем 2008-ой.

Для того чтобы экономика двигалась, должна двигаться большая денежная масса. Сегодня денежная масса у населения «спит», население напряглось и сложило все в «кубышки». Кто под подушку, кто в пассив (недвижимость) или же в банки под проценты. Инвестиции в экономику нет. А государство активно инвестировать не может, потому что боится разгонять инфляцию.

Как будет развиваться ситуация - никто не знает. Все лишь гадают. Но тренд такой – пока мы идем вниз и еще не достигли дна, а значит, и оттолкнуться не от чего.

Больших новых бизнес-проектов в регионах мы не наблюдаем. Сейчас все думают о том, как бы довести существующие до завершения. А если больших денег нет, то и движения нет. Соответственно и малому бизнесу нечем «питаться». Ведь малое предпринимательство и, особенно, микробизнес в большинстве своем обслуживает население и большой бизнес. Они не являются крупными инвесторами или локомотивами экономики.

Мы не влияем на ситуацию и не можем предположить, когда будет дно. Но есть исторические тренды: сначала вниз, потом дно, потом стабилизация (шесть или более месяцев), потом потихонечку пойдем вверх. И то, что мы наблюдаем временное изменение курса рубля к доллару, на самом деле роли большой не играет. Играет другое – есть ли большие деньги в движении.

- На общем фоне выигрышнее ли смотрится Тюменская область?

- За последние семь лет созданы хорошие заделы. Благодаря этому мы выглядим лучше, чем страна. В области реализованы большие знаковые инвестпроекты. Но отдельно одна область жить, развиваться и чувствовать себя хорошо длительное время не может. Мы взаимосвязаны, взаимно интегрированы, у нас нет границ, поэтому преимущество, которое мы создали, может быстро растаять. И мы очень сильно заинтересованы, чтобы другие регионы тоже начали развиваться, чтобы сохранять свои преимущества.

- Не секрет, что количество малых предприятий в России сокращается колоссальными темпами. То тут, то там сообщают о высвобождении работников. Несмотря на весьма позитивные отчеты центров занятости, нерегистрируемая безработица растет. К концу 2015-го малого бизнеса почти не останется?

- Пока идет латентное закрытие, мы его массово не наблюдаем. Компании просто прекращают деятельность, увольняют людей, сокращают объемы производства. В разных сегментах бизнеса количество продаж сокращается. Например, колбаса для части населения стала слишком дорогой. Если ее перестают покупать, то на каком-то предприятии бюджет доходов трещит по швам, приходится сокращать объемы выпуска продукта, количество смен, число работающих. А это, в свою очередь, сокращение доходов предприятия и соответственно отчисления налогов в бюджет. Такая цепочка.

Но все это не так уж и страшно. Если даже бюджет сократиться в два раза, то кризиса серьезного в стране не будет. Да, мы откатимся назад, сократится часть программ развития и социальной защиты. Сократится количество субъектов предпринимательской деятельности. И в масштабе страны это будет исчисляться сотнями тысяч. Но и в этих условиях мы способны подняться и развиваться. Потому что за время с 2008 года мы многому научились.

- Какие отрасли пострадают наиболее существенно?

- Крупный бизнес, как правило, не страдает в таких ситуациях. Это возможно только тогда, когда руководители перестают верить в свое дело и под «нож» пускают свои предприятия – отдают в аренду, продают, дробят. Если говорить о среднем бизнесе, то предприниматели начинают метаться – либо укрупняются, либо переходят в ранг малого. Но они не разваливают дело. От кризисных явлений страдает малый и микробизнес. К слову, в этом сегменте работает около 95% субъектов предпринимательской деятельности. Этот сегмент бизнеса наиболее чувствителен к изменениям в экономике. И выход для них один – объединятся, укрупняться и оптимизировать издержки. В такие периоды попытки отдельно выживать, как правило, не приводят ни к чему хорошему.

- Говорить о поддержке государства сегодня имеет смысл? В конце года и президент Владимир Путин в своем послании, и губернатор Владимир Якушев заявляли о ряде послаблений для предпринимателей (мораторий на изменение налогового законодательства, надзорные и налоговые «каникулы» для новых предприятий и т.д.). Насколько это поможет бизнесу?

- В своем послании президент России объявил мораторий на ухудшение условий для ведения бизнеса. А на следующий день мы услышали другое – увеличение налоговых ставок по дивидендам с 9 до 13%. Через недели две мы узнали о повышении банковских ставок по кредитам. Ситуация меняется каждый день.

В это время все ищут пути пополнения бюджета и оптимизации бюджетных расходов. Любое предприятие, когда у него сложный период, начинает сокращать издержки. То же самое происходит и с государством. У нас очень приличный бюджет страны и если его не оптимизировать, то в нем никогда не будет хватать денег, если оптимизировать – у нас всегда будет профицит.

Говорят, у нас тяжелая налоговая нагрузка на предприятия. Она такая же, как и в Европе, и в Америке. У нас прочих издержек настолько много, что они больше чем налоговая нагрузка. Простой пример: сапожник должен ремонтировать сапоги, а сегодня он бегает по всем инстанциям, его везде вызывают, постоянно требуют документы, что-то проверяют и все время отвлекают. Плюс к этому много времени занимает получение каких-либо разрешений и согласований. Если нашего сапожника не трогать, в день он может ремонтировать 10 пар сапог, а сегодня он ремонтирует лишь две пары. Это издержки! К сожалению, большинство предпринимателей работают в таких условиях.

- Если Тюменская область, развивающаяся, как вы говорите, чуть лучше, не может повлиять на всю Россию, как в данной ситуации нам быть? Оптимисты говорят, что кризис – время возможностей.

- В Тюменской области ещё не все инвестпроекты реализованы. Наши предприниматели очень активны. И самое главное правительство смогло консолидировать усилия бизнес-сообщества и власти на решение непростых задач в сложное время. Все будет хорошо. Потому что у нас в стране, а в Тюменской области особенно, есть все возможности для изменения ситуации в лучшую сторону. И всего-то надо год продержаться, да год простоять и хорошенько потрудиться.

Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Есть ли способы перетянуть «черных» хакеров на светлую сторону
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши